95 процентов автодорог области нуждаются в ремонте. Некоторые из них уже много лет практически непроездные. Ближайшие 3 года объявлены Президентом годами дорог. Но что можно сделать за 3 – 4 года, если почти ничего не делалось десятилетиями? Сколько это стоит? Много вопросов к дорожникам. Но их все не удавалось задать – начальники областной Службы автодорог менялись, как стекляшки в калейдоскопе.
Теперешний начальник областной службы автомобильных дорог Геннадий Савченко назначен 1 июня. До Житомира 2 года руководил аналогичной службой в Николаевской области, затем в Донецкой, причем, пришлось «вытаскивать» службу из оккупированного Донецка и запускать заново. Профессионал. Житомирский Курьер попросил Геннадия Васильевича ответить на наболевшие вопросы. Он согласился, что пора бы. Диалог понравился автору тем, что в нем не было политики. «Голый» технический прагматизм.
Чем занимается областная Служба автодорог?
Для многих является загадкой сам смысл существования Службы автодорог. Есть, ведь, предприятия, вооруженные асфальтоукладчиками, катками, и прочей техникой, на этих предприятиях трудятся загорелые специалисты, одетые в блестящие каски и оранжевые жилеты. А у Службы автодорог – чистенькое офисное здание, ковровые дорожки в коридорах, компьютеры в кабинетах, за которыми сидят сотрудники в наглаженных костюмах и постукивают по клавишам. Так, чем занимается областная Служба автодорог? С этого вопроса и началось интервью с Геннадием Савченко.
– Служба автодорог – это балансодержатель дорог, и мы получаем государственное финансирование для их содержания, ремонта, реконструкции и строительства.
– С вашей организаций часто путают Облавтодор. Это предприятие, имеет парт строительной техники, его задача – содержать, ремонтировать и строить дороги. Однако оно балансирует на грани банкротства, а ремонтируют и строят дороги совсем другие компании.Облавтодор имеет к Службе автодорог какое-то отношение?
– Нет. «Житомироблавтодор» является подразделением государственной акционерной компании «Автомобильные дороги Украины» и в структуру Службы автодорог не входит. Мы можем сотрудничать с ним, а можем и не сотрудничать – услуги мы закупаем по тендерным процедурам, и в проектах, которые мы реализуем, участвуют победители тендеров. «Житомиравтодор» живет от прибыли, с которой платит сотрудникам зарплату, налоги, обеспечивает предприятие всем необходимым. Наша же организация – неприбыльная. Наш доход – 2%, которые уплачивает нам подрядчик от полученного от нас заказа на работы. Мы обеспечиваем сопровождение тендеров, приемку работ – все, что положено делать балансодержателюи Службе заказникуработ.
С 1 января около 7-ми тыс. км.дорог перейдут на баланс областной госадминистрации
– С 2018 года грядут большие перемены – Укравтодор, подразделением которого вы являетесь, передаст на баланс областных администраций дороги местного значения. Что же останется на вашем балансе и что будут делать обладминистрации с доставшимися им разбитыми колеями?
– Если быть абсолютно точным, в области – 8548,3 километра дорог: местных, сельских, районных, областных, национальных, международных. С 1 января местная дорожная сеть, протяженностью 6941,5 километра со всей инфраструктурой перейдет на баланс областной госадминистрации, которой придется создать подразделение с хорошими опытными специалистами, способными управлять этим большим хозяйством. У нас для передачи дорог областным властям все готово.
– Как изменится при этом юридический статус передаваемых дорог?
– Их статус не изменится. Они по-прежнему будут государственными дорогами, коммунальными они не станут. И подходы к их содержанию, ремонту и строительству останутся государственными. Требования и стандартыне изменятся.
– О каких стандартах вы говорите, если и дорог-то в привычном для европейца понимании у нас нет?!
– Сделают.
– За 4 года? Насколько это реально?
– Все зависит от финансирования. Но все дороги области нужно полностью обновить. При этом один километр дороги шириной 9 метров и с двухслойным конструктивом стоит около 10 миллионов гривен. На балансе области будет округленно 7 тысяч километров дорог разной ширины, поэтому возьмем среднюю стоимость километра – 8 миллионов. Получается, для восстановления всех дорог области не обходимо порядка 56 миллиардов гривен. …А финансирование, предусмотренное на следующий год, составляет 640 миллионов. В последующие годы отчисления в дорожный фонд будут повышаться. Но если бы поступления от продаж горючего шли на дороги сразу после введения этого платежа, они не были бы в таком ужасном состоянии.
– Какими суммами на ремонт дорог Служба автодорог области располагает на сегодняшний день?
– Сейчас у нас на счетах есть 170 миллионов гривен. Всего же у нас заключено договоров сподрядчиками на 229 миллионов гривен. Оперативное выполнение составляет около 100 миллионов, из которых оплачено всего 44 миллиона. Так что, в текущем месяце эти 170 миллионов будут освоены.
«В следующем году, я вам железно обещаю, дорога на Черняхов будет отремонтирована»
– Ну а теперь, если можно, пройдемся по состоянию конкретных дорог. Ремонт дороги на Бердичев полностью завершен лишь на одной ее половинке. Другая без защитного слоя уже рассыпается…
– …Если бы было в этом году финансирование, а это порядка 180 миллионов гривен, мы бы сделали и вторую половину. Теперь же, чтобы не пороть горячку и не делать заведомый брак, мы бросили силы на доработку проекта и в следующем году мы ремонт этого участка завершим.
– На уже уходящий нынешний год был анонсирован ремонт отрезка дороги Житомир-Выступовичи от Житомира до Черняхова. Она очень сложная для водителей – обгоны затруднены, с двух сторон глубокие канавы и деревья. Анонс остался анонсом.
– В следующем году, я вам железно обещаю, дорога будет отремонтирована. Сметная стоимость ремонта – порядка 80 миллионов гривен.
– А нельзя ли ее расширить до четырехполосной? Когда молоковоз, сошедший с конвейера в 70-х годах прошлого столетия, плетется по ней со скоростью 40 км в час, за ним выстраивается колонна.Нервные и неопытные водители вскакивают на встречку и устраивают лобовые столкновения – вся, дорога, ведь, в венках…
– Существующий конструктив дороги не позволяет расширить ее за счет обочины. Для этого нужно очень много времени, материалов и, соответственно, денег. Но после проведенного ремонта транспорту на ней будет комфортно и при нынешних 9-ти метрах ширины. А платформы с гранитными блоками или тихоходный транспорт полиция не должна пропускать по этой дороге – пусть едут в объезд.
– Какие еще дороги в планах на следующий год?
– Мы планируем сделать участок дороги от Житомира до Коростеня.
– А когда, наконец, приметесь за участок этой же дороги до Выступовичей? Ездить по ней почти невозможно!
– И до нее дойдет очередь. В следующем году будем делать проект. Предполагается, чтобы транзитный транспорт в Коростень не заезжал. Но… нельзя объять необъятное. В этом году мы провели ямочный ремонт 400 тысяч квадратных метров дорожного полотна. Это ж ужас! Но проезд надо обеспечивать. А полностью перестилать дороги возможности не было.
Сделали половину дороги до Бердичева, мост в Рыжанах, несколько участков дороги Н-03
– Что же все-таки сделано?
– Одну полосу от Бердичева до Житомира мы сделали. Капремонт на участке дороги в 2,1 км Т-06-14 – сделали. Мост в Рыжанах – тоже сделали. Сделали не всю, а участками, дорогу Н-03 – это на Чуднов – Любар – Черновцы. Кстати, многие задают вопрос, зачем снова асфальтировали участки этой дороги, которые отремонтировали 3 года назад. Поясню: в этом году на выравнивающий слой мы уложили еще один, защитный верхний, слой, чтобы не получилось, как с дорогой на Бердичев, которая за 3 года без защитного верхнего слоя начала сыпаться. Дорогу надо делать сразу, как крышу кроют: уложили подстилку, и сверху сразу же нужно укладывать шифер или черепицу, чтобы дважды не переделывать. В следующем году будем соединять все эти куски.
С 2018-го на балансе службы автодорог останутся лишь 1600 км дорог общегосударственного значения
– После передачи 7 тысяч километров местных дорог областной госадминистрации, что останется на балансе вашей Службы?
– Более 1600 километров дорог общегосударственного значения. На их финансирование предусмотрено около полутора миллиардов гривен.
– В том числе и автодорога Киев – Чоп?
– Нет. На право обслуживания автодороги Киев-Чоп Укравтодор будет проводить свой тендер.
– А «Варшавка»?
– «Варшавка – наша. Дорога Р-49 – Васьковичи-Шепетовка, та, что от Коростеня идет через Новоград-Волынский, о которой в последние 10 лет «забыли», – тоже наша. Мы уже провели там ямочный ремонт, но осталось еще около 17 тысяч квадратных метров доделать (погоды нет) – доделаем. Особого комфорта я вам там не обещаю, но проехать по ней уже можно.
– И последний вопрос. По не очень хорошей традиции руководители в вашей организации менялись с интервалом примерно в полгода. Некоторые уходили тихо, некоторые со скандалом. Служба автодорог Житомирской области стабилизировалась, наконец?!
– Думаю, что да. Что и почему было раньше? Я пришел не для того, чтобы анализировать работу прошлого руководства. Я пришел, чтобы существующую сеть дорог области привести в нормальное состояние. Чем, собственно, и занимаюсь.
***
Насколько готова областная госадминистрация принять на баланс сеть местных дорог, протяженностью 7 тыс. км? Об этом – в другом интервью с другим собеседником и немного позже, когда областные власти увидят, сколько денег на эти тысячи километров запланировано в Госбюджете.
Виктор Бакальчук