Или все еще первый?
В предыдущей публикации о создании объединения совладельцев многоэтажного дома («Через три месяца ЖЭКи закроются») мы обещали читателям поделиться опытом создания такого объединения на примере житомирской трехподъездной пятиэтажки, в которой живет автор этой заметки. Напомним: с 1 июля все ЖЭКи в наше стране закроются, а дома, не создавшие объединения совладельцев, будут переданы на обслуживание управляющим компаниям.
Собственно, предварительного опыта создания ОСМД у автора и его соседей по дому нет никакого, и первая публикация о преимуществах ОСМД перед ЖЭКом была подготовлена со слов сотрудников управления муниципального развития Житомирского горсовета. И вот – пакет документов уже на руках, нужно сделать шаг от теории к практике, от разговоров к делу.
…А он как-то все не делается. Главная причина – инертность жильцов дома. Те немногие, кто говорил о необходимости взять дом в управление самими жильцами, вдруг оказались очень занятыми людьми и дальше разговоров двигать идею не пожелали. Так что, пока инициативная группа, если ее так можно назвать, состоит из двух человек: вашего покорного слуги и соседки-пенсионерки, которая без всяких официальных полномочий и вознаграждения заботится о клумбе возле дома и о чистоте на лестничной клетке.
Вот и решили в таком составе готовить собрание жильцов, а пока обменяться опытом с уже состоявшимся ОСМД, которое освоило сверхльготный кредит на утепление дома и за счет городского бюджета отремонтировало крышу. Объединение это маленькое – 42-квартирная сталинка на Старом Бульваре, 2. Следовательно, и бюджет его маленький. И если у ОСМД, объединяющего несколько домов, есть возможность платить адекватную зарплату председателю да еще приплачивать приходящему бухгалтеру, то у такого малыша этих возможностей заведомо нет. Как же выкручиваются?
С этого вопроса и началась беседа с председателем ОСМД Борисом Скрипником. Сейчас он – пенсионер, до пенсии преподавал в Житомирском технологическом университете. Время на заботы о доме – есть, желание заботиться – есть, но о полноценном вознаграждении за исполнение обязанностей председателя объединения и мыслей нет.
– В месяц мы собираем с жильцов около 6,5 тысяч гривен взносов, – поясняет Алексей Борисович. – У нас на полставки работают дворник и бухгалтер. Если еще и я потребую зарплату, то мы не сможем формировать резервы. А ведь может случиться какая-то авария, поэтому «подушка безопасности» в виде свободных средств на счету объединения быть должна.
Объединению по ул.Старый Бульвар, 2 недавно исполнился год. По словам его председателя, особого желания создавать ОСМД у жильцов не было. Однако дому уже 58 лет, и все эти годы он существовал без капитального ремонта. В городском совете предложили: если хотите капремонт за счет средств городского бюджета, организуйте ОСМД.
– В доме протекала крыша, древняя электропроводка рассыпалась… Пришлось согласиться, – говорит Борис Алексеевич. – Но нужно было сначала принять дом на свой баланс. Это довольно болезненный процесс, поскольку ЖЭКу снимать дом с баланса невыгодно. К тому же, это прецедент: ушли вы, и за вами могут потянуться другие. Но нам отступать было некуда – мы уже ступили на этот путь. В конце концов, создали юридическое лицо, хотя и пришлось побегать: в марте начали этот процесс, а взносы от жильцов стали поступать к нам на счет только в мае.
По словам Бориса Алексеевича, главная проблема в становлении ОСМД – не сопротивление ЖЭКа и не бюрократическая волокита, а недоброжелатели среди жильцов и убежденные неплательщики.
– С неплательщиками приходится судиться. Это и хлопотно, и затратно, – констатирует он. –
Но какие же плюсы у ОСМД перед ЖЭКом? Вот как ответил на этот вопрос наш собеседник:
– Что у нас было до создания объединения: дырявая крыша, разбитые окна и незакрывающиеся двери в подъездах, неухоженный двор, практически развалившаяся система электроснабжения. В течение года отремонтировали крышу, поставили новые металлопластиковые окна на лестничных клетках и новые двери в подъездах. В доме стало теплее, чище, уютнее.
Наш собеседник отметил, что и жильцы стали бережнее относиться к дому, даже плевать себе под ноги на лестнице почти прекратили. Но как были среди жильцов убежденные неплательщики, так и остались. Что же касается квартплаты, ее пришлось поднять.
– Мы платили по 2,54 гривни с квадратного метра, – поясняет Борис Скрипник. – Но поскольку нужно погашать льготный кредит в 90 тысяч, за который мы поменяли окна на лестничных клетках, решили поднять размер взноса до 2,85 гривни.
Говоря о взятом «теплом кредите», Борис Алексеевич подтвердил, что декларируемые льготы и компенсации действительно существуют:
– Сумму кредита мы рассчитывали так, чтобы резко не повышать квартплату. Расчет показал, что до 100 тысяч гривен при условии получения всех обещанных льгот и компенсаций мы потянем. Мы взяли 90 тысяч. Из них 45 тысяч нам возместили из Госбюджета и еще 10 тысяч от тела кредита погасила городская казна. Город также погашает и проценты по кредиту.
По словам нашего собеседника, самое сложное при создании ОСМД – не юридические процедуры и не оформление кредитов. Самое сложное – перестроить сознание жильцов:
– Было, ведь, как: квартира – моя, все, что за входное дверью, – не мое, – говорит Алексей Борисович. – И поэтому, выйдя из квартиры, человек мог плюнуть под ноги, бросить окурок; ему безразлично, чья машина стоит во дворе и почему на асфальте лежит бумажка. А теперь – и двор, и лестница, и чердак, и водопровод, и электрощитовая – не жэковское имущество, а его. И уже не проходит: «Я вам плачу, а вы делайте». Нужно и самому подсуетиться, и лопату в руки взять, и метлой помахать. И платит он не мне – я такой же жилец, как и он, и ни копейки за свое председательство не получаю. Совладелец многоквартирного дома должен понять, что все это – его собственность, и почувствовать ответственность за нее. Мой опыт показывает, что для такого перелома в психологии человека нужно время.
Итак, подобьем промежуточный итог: маленькое ОСМД, в 40-60-ти квартирном доме в принципе состояться может. Ну, живут же люди в частных домовладениях, где домом и двором владеет одна семья! Главное: осознать себя хозяином дома и поступать соответствующе. Но на большие проекты замахиваться не получится. И платить мало-мальски приличную зарплату председателю и бухгалтеру будет не с чего. С дворником бы хватило рассчитаться да с сантехником, если вдруг понадобятся его услуги.
Лучше, конечно, нескольким небольшим домам объединиться в одно более или менее солидное ОСМД. Но здесь нужна не только инициатива снизу, здесь и городским властям стоило бы подсуетиться, как это несколько лет назад было сделано в Новограде-Волынском. Но управление муниципального развития Житомирского горсовета – не слишком мощная структура и вряд ли сможет дотянуться до каждого городского квартала, застроенного многоэтажками. Значит, все-таки, от управления – лишь моральная и методическая помощь, а таинство зачатия ОСМД должно проходить в интимном кругу жителей многоэтажки. Новорожденное объединение сможет рассчитывать на льготный кредит на утепление и на ремонт коммуникаций за счет городского бюджета. А потом – только на свои силы. То есть, таким образом город сбрасывает ваш дом с плеч, откупается.
С другой стороны, управляющая компания избавит жильцов многоквартирных домов от необходимости перестраиваться и избавляться от привычки гадить под себя. Неперестроившиеся жильцы смогут и дальше говорить: «Я вам плачу, вот вы и делайте». Чтоб услышать в ответ от управляющей компании: «Как вы платите, так мы и делаем…»
***
Следующую публикацию о создании ОСМД автор планирует посвятить учредительному собранию среди жильцов своего дома, если его удастся собрать.
Виктор Бакальчук