Слухи о том, что некие силы пытаются «оптимизировать» житомирскую спецшколу-интернат №9, что по ул.Синельниковской, 12, были достаточно упорными, чтобы в них поверить. Тем более что интернат этот расположен в одном из самых «аппетитных» мест Житомира – на тихой улочке между Старым Бульваром и центральным стадионом. «Оптимизировать» – это у нас означает «ликвидировать и отдать (в худшем случае – продать за пару гривен) хорошему человеку».
Чтобы понять, насколько слухи обоснованны, направляюсь прямиком в интернат. Его внешний вид впечатляет: ухоженное двухэтажное здание постройки конца XIX века. Как следует из мемориальной таблички на фасаде, оно изначально задумывалось и сооружалось именно как интернат, точнее, как Мариинский детский приют. Представьте: целевое назначение этого сооружения не менялось больше столетия! Еще одна мемориальная табличка свидетельствует, что в церкви при приюте в 1907 году крестили отца советской космонавтики Сергея Павловича Королёва.
Захожу внутрь. Сводчатый коридор, но не мрачный и не давящий – воздуха и пространства достаточно. И казенщина не лезет в глаза. Чисто. Захожу в кабинет исполняющей обязанности директора учреждения Светланы Лесик, миловидной, приятной в общении женщины. Беседа состоялась. Правда, получалось, что не столько журналист задает вопросы собеседнице, сколько она пытается выведать у журналиста, что ему известно о дальнейшей судьбе учреждения – видно, точит беспокойство сотрудников интерната, несмотря на успокаивающие заявления властей.
– Коллектив волнуется, волнуются родители воспитанников, – признает Светлана Николаевна. – Известно, что формируется список интернатов, которые нуждаются в реорганизации. Я звонила на днях начальнику областного управления образования Вадиму Александровичу Калинину, интересовалась судьбой нашего учреждения. Он заверил, что интерната №9 в формирующемся списке кандидатов на оптимизацию нет.
Моя собеседница призналась, что тревога все равно не оставляет сотрудников учреждения – уж больно привлекательно место, где расположен интернат. Периодически доходят слухи, что тот или иной бизнесмен, нардеп, госчиновник мечтает снести старенькую двухэтажку интерната, чтоб поставить на ее месте прибыльную многоэтажку-свечку, тем более что рядом уже построена (пусть и со скандалами) одна такая.
Поясняя нецелесообразность ликвидации интерната, Светлана Николаевна рассказала, что интернат заполнен в соответствии с его проектной мощностью – в нем обучаются более 250 детей со всей области с нарушениями интеллектуального развития, которых невозможно обучать в обычных школах, как например, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Следующим моим собеседником был начальник управления образования и науки Житомирской облгосадминистрации Вадим Калинин. По его словам, пока нет еще окончательного списка интернатов – кандидатов на оптимизацию или ликвидацию. И концепцию рабочая группа, изучающая этот вопрос, еще не сформировала. Но уже сейчас очевидно, что школа-интернат №9 сохранит статус-кво.
– А может, и вообще ни один интернат не закроем, – предположил Вадим Александрович. – Если договоримся с местными властями содержать их на условиях софинансирования: часть средств выделяют местные бюджеты, а часть – областной.
Он напомнил, что всего в Житомирской области 17 школ-интернатов различных профилей: как для детей, страдающих различными заболеваниями (в частности, слабовидящих и слабослышащих), так и для одаренных, как, например, Житомирский педагогический лицей.
Очень хорошо, когда отпадает нужда в детдомах и школах-интернатах, и поэтому их приходится закрывать. Этому способствует внедрение инклюзивного обучения (когда дети-инвалиды обучаются в обычных школах), развитие сети детских домов семейного типа и приемных семей. Но очень плохо, когда интернат ликвидируется, потому что расположен в очень хорошем месте, и по этой причине – очень нравится какому-нибудь олигарху или большому начальнику. В подобных случаях на месте «оптимизированного» интерната возводится поместье или офисный центр, а детишек вышвыривают куда-нибудь на задворки. Такой «оптимизации» допускать категорически нельзя.