И в подкрепление своих требований на 20 минут заблокировали движение на автодороге Киев-Чоп. Поможет? Вряд ли.
Сегодня, около 11.20, сотрудники Житомирского облавтодора перекрыли автодорогу Киев-Чоп возле райцентра Пулыны. Они требовали у руководства и у властей погасить им задолженность по зарплате за 4 месяца. Люди не видели живой копейки с марта. Перед рабочими оправдывался первый заместитель ДП «Житомирский облавтодор» Сергей Остапенко.
Черные дыры и атавистические образования на теле украинской державы
Житомирский Курьер понаблюдал, послушал и пришел к выводу, что ДП «Житомирский облавтодор» и подобные ему госструктуры (вроде, например, «Житомирторфа») – это дырки в бюджете как головных структур, так и бюджета страны в целом, через которые, как через дуршлаг, уходят в никуда огромные суммы. Это – «черные дыры», в которые проваливаются сотни миллионов вместе с информацией о них (все по Стивену Хокингу!) Это атавизмы, не способные выполнять свою функцию (содержать дороги, в данном случае), которые не банкротят только потому, что они (см. выше) – очень удобные «черные дыры», куда можно зафуговать любую сумму, а некто по другую сторону «дыры», в «параллельной вселенной», с чавканьем и довольным хрюканьем проглотит ее и снова разинет рот в ожидании новой порции.
Ну а по эту сторону реальности имеем несколько сотен голодных ртов и горящих гневом глаз рабочих Житомирского облавтодора, а также «руководителей» с занятными биографиями, которые воодушевленно рассказывают, как скоро всем станет хорошо.
«Люди-бумеранги»
… С ярким одесским говорком и жестикуляцией Сергей Остапенко объяснял, что источником всех бед, в том числе и невыплат зарплат, является налоговая задолженность:
– Когда мы пришли в Житомирский облавтодор, никто ж не поинтересовался, какая налоговая задолженность, а это – почти 62 миллиона… – рассказывал он. – Это больная проблема, но мы попытаемся ее как-то решить на всех уровнях.
Это в смысле, предшественники проблему создали, а они не знали, что все так плохо, а теперь узнали…
«Они»: это он, одессит Сергей Остапенко и его босс – директор облавтодора, киевлянин Александр Мельниченко. Тот самый, который, не пробыв и 2-х месяцев на должности начальника Житомирской областной Службы автодорог, в начале июня 2016-го был уволен за то, что завысил стоимость работ по ремонту дорог Житомирщины на 100 миллионов гривен. Его место занял одессит Олег Антонюк. В марте 2017-го Антонюк уступил место прибывшему с Донетчины Геннадию Савченко, хотя перед этим президент Государственной акционерной компании «Автомобильные дороги Украины» Артем Гриненко обещал главе Житомирской облгосадминистрации Игорю Гундичу, что «парашютистов» в областной Службе автодорог больше не будет.
«Парашютисты» стали «бумерангами»! А именно: Александр Мельниченко, описав некую таинственную кривую, вновь оказался в Житомире, но уже в должности директора Житомирского облавтодора, а его правой рукой стал одессит Сергей Остапенко. Неужели и вправду пришли на заведомо лежачее предприятие, чтобы его поднять?
За выполенные работы облавтодор получает плату исправно
Так, почему денег ни на что нет у Житомирского облавтодора? Первый заместитель руководителя областной Службы автодорог (которая является заказчиком работ и которая дает деньги) Сергей Заика, он также присутствовал на импровизированном митинге, пояснил, что Служба за все выполненные работы перечислила ДП «Житомирский облавтодор» плату в полном объеме.
…А рабочие утверждают, что за выполненную работу не получили ни гроша и спрашивают, куда руководители дели их честно заработанные деньги.
…И мирно разошлись…
Утомленные разговорами рабочие решили, что пора действовать. Развернули транспаранты с надписями «Мельниченко, отдай зарплату» и ступили на «зебру» проезжей части автодороги Киев-Чоп. Вскоре на ней образовалась километровая автомобильная очередь. Полиция реагировала на происходящее понимающе, даже поясняла нервным водителям, что люди больше 3-х месяцев без зарплаты и просили потерпеть 10 минут. Примерно через 20 минут акция завершилась, ее участники, начальство и полиция мирно разошлись.
Дырка как форма существования госпредприятия
В заключение хочу уточнить следующее: Житомирский облавтодор является дочерним предприятием Государственной акционерной компании «Автомобильные дороги Украины». Как и многие ГАКи и госконцерны, пребывает в плачевном финансовом (да и вообще) состоянии.
Областная служба автодорог – структурное подразделение Государственного агентства автомобильных дорог Украины. У нее нет асфальтоукладчиков и катков. У нее есть бюджетные деньги, за которые она нанимает подрядчиков, которые выполняют работы по строительству, ремонту, содержанию дорог. И она вольна нанять любое предприятие, которое выиграло тендер, будь то украинская, китайская, турецкая или белорусская компания (что и делается). У Житомирского облавтодора с его финансовой дырой и ржавой техникой шансов выиграть торги нет. Он традиционно занимается ямочным ремонтом, обкашиванием травы на обочинах и т.п. Так что, если вашу машину весело подбрасывает на свежей асфальтовой заплатке, это работа облавтодора, которую оплатила Житомирская служба автодорог. Вам не нравится качество заплаток? А Службе автодорог нравится, поэтому она принимает работы и платит. И через год, когда заплатки снова станут ямами, а облавтодор их снова залатает, областная Служба автодорог заплатит опять.
Она, конечно, могла бы нанять другого подрядчика, у которого техника и материалы лучше, и нет проблем с долгами и поставщиками, но почему-то не делает этого. А ГАК «Автомобильные дороги Украины» могла бы обанкротить свое лежачее предприятие (то есть, наш облавтодор), являющееся атавизмом, пережитком социалистического прошлого и ставшее зияющей финасовой дырой, но почему-то не делает этого. Значит, такое положение дел руководство ГАК и в целом Госагентство автодорог устраивает. Ну а что 680 рабочих, вынужденных трудиться без вознаграждения? Побузят и затихнут. Они и их беды, по Хокингу, – “горизонт событий”. Но дырка-то благословенная, готовая поглотить любые суммы, останется!!!
Кстати, примерно такая же очень давно замороженная ситуация и с госконцерном «Укрторф» с его лежачим подразделением в Житомирской области и о. Не банкрот и не живое предприятие – дырка!
***
Да… а что все-таки делать рабочим облавтодора, которых фактически используют как рабов? Прежде всего, не бояться обращаться в суды и правоохранительные органы.