Корреспондент «Житомирского курьера» вместе с личным составом Житомирского военного института им.Королёва в условиях, максимально приближенных к боевым, учился находить растяжки и мины, а также делать взрывные устройства
…Осторожно иду по траве, а глаза рыскают вокруг, сканируют. Есть! Вот она! Почти невидимая зеленая леска протянулась на уровне груди между двумя кустиками боярышника. По спине побежали мурашки и, кажется, заструился холодный пот… Нащупываю взглядом кончик лески, а там… граната, примотанная скотчем к стволу деревца. Это и есть растяжка. Обрезать леску или дергать ее нельзя – смерть. Надо пригнуться и осторожно пробраться под ней. Нет, стоп! Под ногами еще одна растяжка – леска натянута между двумя гранатами в нескольких сантиметрах от земли. Подлая придумка: пока будешь обезвреживать одну гранату, рванет другая…
28 мая на военном полигоне преподаватели и курсанты Житомирского военного института им.Королёва занимались инженерной подготовкой – постигали азы саперного дела. Они хоть и воинская интеллигенция, но тоже должны уметь воевать и выживать на поле боя. Поэтому поднялись по тревоге в 4 утра и двинулись пешим маршем за 25 километров на полигон – учиться. Колонну возглавлял начальник института генерал-майор Юрий Даник.
…Инструктор – начальник группы инженерной подготовки капитан Андрей Мазуренко – небрежно поддел ногой растяжку. Шипенье, негромкий хлопок, и через несколько мгновений – бабах! Граната, к счастью, была учебная, поэтому обошлось лишь поднятыми в воздух несколькими комками земли. А учит она вот чему: как только услышал негромкий хлопок запущенного детонатора гранаты, немедленно падай головой прочь от источника хлопка, прижимайся к земле и закрывай руками голову, потому что через несколько секунд будет очень громко и очень больно; если вовремя среагируешь, то, может быть, останешься живым и не сильно покалеченным.
Далее Андрей Мазуренко знакомит с типами мин. Вот мина МОН-50, начиненная роликами и шариками. Дальность поражения 50 метров. МОН-90 – 90 метров, соответственно. Противник любит использовать такие мины на растяжках. Подрывают их с помощью электродетонаторов через провода. А эта мина – ОЗМ-72 – при срабатывании подпрыгивает над землей на метр и взрывается, превращая в фарш все живое в радиусе 25 метров. Мины, срабатывающие от вибрации, от нажатия и наоборот, разжатия. Много разных способов убивать и калечить… А это – самодельные взрывчатки: от пластиковой бутылки с селитрой до хитроумных конструкций из консервных банок и пластида.
– Когда шли на Красный Лиман, – рассказывает Андрей, – видим, лежит у дороги неразорвавшийся артиллерийский снаряд. Раз лежит на видном месте, значит, надо вокруг походить, посмотреть. Посмотрели. В канаве у дороги нашли мину, на ней – пакет с пластидом, а под ней – три гранаты Ф-1. Расчет был такой: при прохождении техники от вибрации срабатывает граната, которая подрывает пластид и мину. Бомбой может быть пачка из-под сигарет, старый огнетушитель, бутыль с водой. Поэтому никаких предметов поднимать нельзя, если не вы их положили.
Андрей Мазуренко рассказал удивительную историю о собаках-саперах, которые умеют ловко обезвреживать растяжки:
– Когда мы стояли на горе Карачун, прибыло подразделение с натасканной на растяжки собакой. Та, когда видит растяжку, ложится и подает тем самым всем команду «лечь». Когда все легли, вскакивает, срывает растяжку и снова ложится. Растяжка срабатывает, все живы.
Затем Андрей Мазуренко провел практические занятия по изготовлению взрывного устройства из тротиловых шашек, огнепроводного шнура, который горит со скоростью 1 см в секунду, и капсюля-детонатора. Несколько курсантов сделали каждый по устройству, которые потом, отойдя на 200 метров, подорвали с грохотом и черным дымом.
– В каких боях вы принимали участие? – спрашиваю Андрея по окончании занятий.
– Был командиром саперного взвода. Брал гору Карачун, участвовал в боях под Красным Лиманом и получил ранение возле Кривой Луки. Приходилось обезврежиать очень много самодельных взрывных устройств. Например, террористы закладывали канистры с селитрой в водоотводные трубы под дорогами. Много растяжек, поэтому там нужно быть очень внимательными, расслабляться нельзя.
Пожалуй, и невозможно расслабиться: я, покинув полигон, еще некоторое время машинально искал глазами растяжки в центре Житомира, возле деревьев и на газонах. Если же от вашей внимательности долгое время зависела ваша жизнь, вы, покинув зону боевых действий, еще не один месяц будете видеть кругом растяжки и мины, а любой громкий звук будет бить по нервам, как бичом.
Гражданскому тоже не вредно было пройти инструктаж у Андрея Мазуренко. А аксиома, «не бери, если не ты положил», врезалась в память навсегда. Она непреложна, и здесь, в тылу.
Виктор Бакальчук