Инструмент для устранения неугодных или короткий поводок для временно угодных?
Есть в трудовом законодательстве ограничения на совместную работу близких родственников. Но ограничения эти действуют не всегда и, что самое важное, не на всех. В некоторых случаях вышестоящее начальство, а то и прокуратура, усматривают так называемый “конфликт интересов”, в других, даже кричащих, – в упор его не видят. И это наводит на мысль, что избирательность украинского правосудия, которая ставилась в упрек режиму Януковича и которой не должно быть при европейской модели развития, никуда не делась.
У Житомирского Курьера собралась небольшая коллекция ситуаций, которые были квалифицированы как “конфликт интересов” или очень похожи на него. И здесь интересна реакция на “конфликт” со стороны вышестоящих руководителей, а также прокуратуры. Не менее показательно и отсутствие таковой.
Вот, например, в октябре, прокуратура Житомирской области сообщила о наказании госчиновника из Барановского района за допущенный “конфликт” интересов. По-видимому, руководству района нужно было уволить этого чиновника, да так, чтобы он не смог восстановиться в должности через суд. Тут и пришелся кстати “конфликт интересов”.
Напомним, начальник отдела образования Барановской РГА (вскоре ставший бывшим) заплатил штраф за то, что не сообщил руководству района о своих интимных отношениях с главным бухгалтером отдела. Но оно само догадалось, и влюбленному чиновнику вменили так называемый «конфликт интересов». Суд признал его виновным в совершении коррупционного деяния и оштрафовал на 1700 гривен. Начальник отдела написал заявление «по собственному», чего, вероятно, и добивались от него. И добились, наказав за то, что не доложил вышестоящим, с кем спит.
Думается, если копнуть глубже в этом направлении, прочесать чиновничьи офисы от сельсоветов и вплоть до Киева, и если все служебные романы истолковать как «конфликты интересов», персональный состав аппарата государственной власти очень сильно изменится, а государственный бюджет распухнет от админштрафов: переспал с секретаршей – плати 1700 гривен.
Но этого не происходит, потому что “конфликт интересов” включают очень и очень избирательно. Вот, например, был у прежнего председателя Житомирской облрады советник Петр Рудницкий, который в бытность свою секретарем Житомирского горкома КПСС заведовал идеологией, а в бытность Виталия Француза председателем облрады помогал ему бороться с коррупцией. При этом дочь П.Рудницкого также работала в аппарате облрады, но – ни малейшего конфликта интересов найдено не было, о чем сообщал сам В.Француз, отвечая на депутатский запрос. В своем ответе он, в частности, уточнил, что П.Рудницкий работает по контракту и не выполняет контролирующих функций в отношении своей дочери как работника аппарата облсовета, так как каждый имеет свой круг обязанностей.
А вот директора коммунального предприятия Володарска-Волынского наказали на 1700 гривен за то, что повысил зарплату своей подчиненной, которая является его дочерью. И наказали, несмотря на то, что директоров коммунальных предприятий тоже нанимают по контракту. Контракт не спас директора поселкового коммунального предприятия от обвинений в “конфликте интересов”…
Или – другой пример, более масштабный. Сын нашего земляка, председателя наблюдательного совета “Укроборонпрома” Сергея Пашинского 24-летний Антон Пашинский в феврале 2015 года стал топ-менеджером структурного подразделения “Укроборонпрома”, хозрасчетного предприятия “Спецтехноэкспорт”. Прямое родство с боссом – налицо, прямое подчинение и подконтрольность – налицо, но – ни малейшего конфликта интересов.
О том, что же такое “конфликт интересов” со строго юридической точки зрения, мы попросили рассказать адвоката Татьяну Левчук. Вот, что она сообщила:
– В трудовом законодательстве есть ограничения на совместную работу близких родственников. Если отец – начальник, а дочь – в его непосредственном подчинении, собственник предприятия вправе ограничить совместную работу родственников. Однако в случае с госслужащим из Барановки “конфликт интересов” воспринимается как притянутый за уши. И этот служащий имел основания обжаловать постановление суда. Сожительство или интим вне работы не могут свидетельствовать о коррупционном деянии госслужащего. Хочу заметить, что в трудовом законодательстве словосочетания “конфликт интересов” нет. Законодатель установил недопустимость работы и службы лиц, находящихся в близких родственных отношениях, если имеет место подконтрольность одного другому. Это разумно и это логично. И это определяется статьей 25-1 Кодекса законов о труде Украины – “ограничения совместной работы родственников на предприятии, учреждении, организации”. Часть 1-я этой статьи определяет, что собственник организации вправе вводить ограничения на совместную работу близких родственников или свояков, если они непосредственно подчинены или подконтрольны друг другу. Однако категория родственников и свояков не включает любовниц и сожительниц.
Что же это касается сверхгибкого применения наказаний за “конфликт интересов”, это иногда похоже на устранение неугодных, а временами – и на короткий поводок для временно угодных.