Когда рождается малыш, его родители обычно начинают восхищаться не только милым носиком и губками, но и удивительно осмысленным взглядом младенца. «Представляете, такая кроха, а уже за мной следит глазками!», – восклицают счастливые мамы. На самом же деле, ребенок первый месяц жизни практически ничего не видит, и только с трех месяцев начинает фиксировать взгляд на ярком предмете. Однако уже в первые недели его жизни родители могут самостоятельно выяснить, видит ли их малыш и нет ли у ребенка аномалий в развитии глаз. Как именно? Об этом корреспонденту Житомирского Курьера рассказала областной детский офтальмолог Светлана Корбутяк.
– Новорожденный ребенок приходит из темноты в свет, его зрение еще только начинает формироваться, и потому поначалу он может различать только день и ночь, – рассказывает Светлана Васильевна. – Когда малыша подносят к окну в солнечный день, он щурит глазки от яркого освещения – это указывает на его нормальный рефлекс на свет. Если рефлекса нет, нужно сразу же показать малыша специалисту. На свету зрачок ребенка должен сужаться, а в темном помещении – расширяться.
– Я бы советовала сфотографировать новорожденного со вспышкой, – продолжает врач. – Если на фотографии глаза малыша будут с красными точками – не огорчайтесь, а радуйтесь – это очень хороший признак: мы видим глазное дно, а значит, с глазками все в порядке. Если один или оба глаза на фотографии светятся белым светом – это указывает на возможную катаракту. Особенно должен насторожить желто-зеленый оттенок свечения зрачка – это признак врожденной или приобретенной злокачественной опухоли – ретинобластомы. Она может передаваться и по наследству, если у кого-то из членов семьи была такая проблема. Словом, если родители заметили нехорошие признаки, ребенка нужно немедленно показать офтальмологу. Чем раньше выявляется любая болезнь, тем больше шансов не просто ее вылечить, но и сохранить зрение ребенку. Если говорить о ретинобластоме, то сегодня применяются очень эффективные методы, например, удаление опухоли специальными аппликаторами. Лечение довольно длительное, но оно дает хорошие результаты.
– Когда же малыш начинает узнавать родных? – спрашиваю у собеседницы.
– Только после 3 месяцев малыш начинает видеть объемные предметы. Он еще не может различить маму или папу, но замечает силуэты и поворачивается к ним. Чтобы понять, все ли в порядке у малыша со зрением, нужно поднести к ребенку очень яркую игрушку. Он должен следить за предметом, который движется. Но делать это нужно очень тихо, без малейшего звука, поскольку у детей очень острый слух, и если при этом звенеть или пищать, ребенок обязательно повернется. Но это будет уже проверка не зрения, а слуха, поэтому нужно соблюдать полную тишину. Обычно малыши сами останавливают взгляд на ярком узоре ковра или цветах в вазе. Примерно в полгода малыш уже начинает различать: кто свой, а кто чужой. Может плакать, пугаясь «чужого дядю». Тогда уже нет никаких сомнений: ребенок видит нормально.
Как объяснила врач, ни одна важная деталь не должна пройти мимо внимания родителей: одинакового ли размера у малыша глаза, зрачки, веки (бывает, одно веко меньше опущено, другое – больше). Косит ли ребенок глазами. Мамы часто успокаивают себя тем, что, мол, малыш лежит на правом боку, и потому косит левым глазом, ему якобы удобнее так смотреть. Однако, это не причина косоглазия. Реальной причиной может быть катаракта. Если диагноз подтверждается, малыша оперируют, а затем выписывают очки или линзы. Качественные гидрогелевые силиконовые линзы надевают малышам уже после трех месяцев.
– Какой процент зрения у детей в годовалом возрасте?
– В годик у ребенка сформировано зрение всего на 10-20%, – отвечает Светлана Васильевна. – Оно формируется довольно медленно, но это не значит, что родители должны ждать, пока ребенку исполнится 5 или 10 лет, чтобы приниматься за коррекцию зрения. Представьте ситуацию: один глаз у ребенка нормально работает, а другой – плохо, практически не функционирует. Если ребенка показать врачу в годовалом возрасте, врач выпишет очки, в которых закрывается одно стекло, – это делается для того, чтобы дать двойную нагрузку на нерабочий глаз. И тогда можно заставить «ленивый» глаз работать довольно оперативно. Но если ждать, пока ребенку исполнится 5 или 10 лет, то время будет безвозвратно упущено, и заставить работать глазные нервные окончания, которые уже практически атрофировались, просто нереально.
– Понятно, что с малышами трудно: они не желают носить очки и линзы, капризничают и нервируют родителей, – резюмирует моя собеседница. – Но именно от настойчивости пап и мам зависит результат лечения. Если родные желают ребенку добра, они будут делать все, что рекомендовал врач. Офтальмологических проблем, которые невозможно решить в раннем детстве, практически не существует. Главное правило: чем раньше обратился за помощью, тем скорее и эффективнее можно устранить проблему. Очень жаль, что многие родители из-за собственной лени обрекают детей практически на слепоту.
Юлия Мельничук