Под таким заголовком “Житомирский курьер” опубликовал 13 мая небольшую заметку в колонке новостей. Здесь и сейчас читайте ее расширенную версию.
16-летняя жительница села Пристанционное Малинского района Аня Барановская пошла в лес и повесилась. Это произошло еще 6 мая, и лишь 11-го ее нашли.
Корреспондент «Житомирского курьера» приехал в Пристанционное в день похорон. Сразу бросилось глаза несколько странностей. Мать покойной Татьяна почему-то стояла на улице и говорила с кем-то по мобильному телефону. Надо полагать, не хотела, чтобы разговор слышали члены семьи и те, кто пришел на похороны. Когда журналист представился, Татьяна сразу же сделала заявление:
– Моя дочь не могла повеситься – ее убили! Ее пытали – у нее все пальцы на руках вывернуты! И в этом замешан Яша, который собирает металлолом. Он за Аней ухаживал. 5-го мая в половине шестого вечера он ее привез домой на своей машине. А 6-го утром звонил ей. Потом Аня ушла. В школу не пришла. Домой уже не вернулась. Я написала заявление в милицию. Милиционеры приезжали к нам домой. Когда уехали, сразу примчался Яша и начал говорить, что он не при чем. Еще говорил, что когда в последний раз звонил Ане, во время разговора слышал как квакают лягушки в болоте. То есть, по его словам, Аня в тот момент уже была в лесопосадке. Я тоже с ней говорила по телефону после ее ухода, но никаких лягушек не слышала.
По словам Татьяны, у ее дочери не было причин для самоубийства. Она заканчивала школу и готовилась к выпускному вечеру и своему дню рождения – 22 мая девушке исполнилось бы 17. Хотела учиться на повара.
Еще одна странность – на похороны пришло очень мало людей. Во дворе на скамейке сидело несколько подруг Ани и знакомая Татьяны, которая представилась Людмилой Ивановной. Больше никого. Когда журналист зашел во двор, подруг покойной как ветром сдуло. Ни фотографироваться, ни общаться с журналистом не захотели. А вот Людмила Ивановна убежденно заявила, что Анечку убили и что она видела на ее теле следы побоев.
Далее журналист направился в Чоповичский сельсовет, в который входит и с.Пристанционное. Секретарь сельсовета Нина Деньгаева рассказала, что на Барановских никаких жалоб не поступало ни от соседей, не из школы – ниоткуда. Живут спокойно, тихо. Татьяна Барановская нигде не работает – ухаживает за своей матерью-инвалидом. Проживает с сожителем (муж умер больше 10-ти лет назад). Кроме Ани, есть еще старший сын, который ездил на заработки в Россию. На вопрос о возможной причине самоубийства все, кто был в сельсовете, дружно пожимали плечами.
В Чоповичской гимназии, где училась Аня, автор встретился с завучем Людмилой Писаренко. По ее словам, девочка была спокойная, училась ровно, отношения с одноклассниками были нормальные. Пропусков по неуважительным причинам не было. Одну Анину особенность Людмила Алексеевна все-таки назвала – она водила дружбу не с ровесницами, а с девочками младше себя, однако это никак не выводило на объяснение причин Аниного самоубийства.
Насколько же обоснованно мать Ани Барановской заявляет о том, что ее дочь убили? В секторе общественных связей областного управления милиции дали однозначный ответ: по данному факту проводилась проверка; в соответствии с экспертным заключением, признаков насилия на трупе не выявлено – это самоубийство.
Но ведь у каждого суицида есть причина! И если человек любит жизнь, не страдает неизлечимой болезнью, не страдает патологической депрессией, и если ему всего 17 лет, причина самоубийства должна быть. Надо полагать, мать Ани эту причину знает, и, возможно, именно поэтому пыталась в разговоре с журналистом «перевести стрелку» на некоего Яшу (кстати, подружки Ани и ее одноклассницы утверждали, что парня у девушки не было).
Чтобы попытаться понять, что может загнать молодую красивую девушку в петлю, автор обратился с соответствующим вопросом к психотерапевту Елене Косыгиной. По ее словам, с каждым конкретным случаем надо тщательно разбираться, однако путь к самоубийству у молодых людей достаточно типичен: не с кем поделиться проблемой, выплакаться – депрессия – самоубийство. Добавим, что, как правило, проблемы, ставшие причиной самоубийства подростка или молодого человека (девушки), настолько ничтожны с точки зрения взрослых, что те на них и внимания-то не обращают. А подростку без жизненного опыта они кажутся фатальными. Он чувствует себя в тупике и находит единственный выход – фатальный. Выход этот заведомо ошибочный, поскольку для любой ситуации есть масса менее болезненных решений. А чтобы их найти, нужно посоветоваться с близким более опытным человеком. Если же советчиков нет, вот тогда, действительно, дело плохо…
Виктор Бакальчук