Мораторий на экспорт леса-кругляка законодатели, скорее всего, не отменят в обмен на 600 миллионов евро матпомощи от ЕС и доброе расположение еврочиновников к Украине. Это понятно из общего настроя в медиа-пространстве. Это стало еще понятнее при обсуждении направлений реформирования лесной отрасли, которое прошло в Житомире 30 ноября при участии народных депутатов Вадима Кривенко и Павла Дзюблика, а также представителей всей цепочки превращения леса в товар.
В ходе обсуждения было сказано много важного и интересного. В частности, крайне важной была информация директора Всеукраинской лесной биржи Валерия Мицкевича о том, что существующая модель проведения торгов на лесных аукционах, которая провоцирует неоправданное, нерыночное, противоречащее здравому смыслу и экономическим законам завышение цен на лес, лишь подстегивает воровство, подпитывает теневой рынок древесины. Но, обо всем по порядку.
Много политики и мало хороших экономических решений
– В последнее время лес стал лишь объектом политики, а не удачных экономических решений, – констатировал начальник управления лесного и охотничьего хозяйства в Житомирской области Андрей Куринский.
Говоря о действующем моратории на экспорт леса-кругляка, он назвал его «политическим решением» и «добровольным уходом Украины с рынков, которые завоевывались десятилетиями». Что касается реформы лесной отрасли, Андрей Борисович пожелал услышать, какой смысл вкладывается в данное словосочетание.
Говоря о частой смене лиц на должности руководителя Гослесагетства, А.Куринский назвал эту должность «скоропортящейся», поскольку «срок годности» глав Агентства не превышал в последние 3 года 9-ти месяцев, что не дает возможности руководителям влиять на лесную стратегию, которая базируется на опыте тысячелетий, а не 1-2-х лет.
По его словам, «за политикой мы не видим глобальных климатических и экологических вызовов и ряда других реальных проблем леса; не видим сути и тех судьбоносных решений, которые нужно принимать, чтобы наши потомки имели те лесные богатства, которыми мы располагаем сейчас». В частности, Верховная Рада не может найти 500 миллионов гривен, которые необходимы для спасения рукотворных лесов юга и востока Украины, поэтому решение проблем лесов юга и востока Украины может лечь на плечи лесников Житомирщины. И с 1 января 2017 года, если мораторий не будет отменен, если внутренний рынок переработки древесины не сможет компенсировать финансовые потери лесхозов, которые они несут в связи с запретом на экспорт леса-кругляка, лесхозы будут вынуждены сокращать штаты и объемы лесозаготовок с соответствующими потерями для госбюджета (однако несколько ниже директор Всеукраинской лесной биржи продемонстрирует на цифрах, что рентабельность производства леса аномально высока, заваливая за… 2000 (две тысячи) процентов! – авт.).
Руководитель областного управления лесного хозяйства коснулся больной проблемы усыхания лесов и неадекватности этой проблеме действующих санитарных правил. По его мнению, рубить дерево, которое уже высохло на корню, слишком поздно – это потери 500-800 гривен на одном кубометре. Что же касается реформирования лесного хозяйства, то, по мнению А.Куринского, прежде нужно досконально изучить то, что есть.
Андрей Куринский поднял и проблему платежей в бюджет, сравнив украинские лесхозы с казино Монако: и те, и другие платят в бюджеты своих стран до 85% от доходов. Развиваться на оставшиеся 15%, по мнению Андрея Куринского, лесному хозяйству очень сложно – лишь бы выжить.
Наконец он пожаловался и на «медийное давление» – мало хорошего пишут и говорят о лесниках. «Все ищут сенсацию там, где ее нет», – пожаловался он и пригласил реформаторов леса одеть сапоги и наведаться в леса Житомирщины: узнать, сколько лесник зарабатывает, где живет, на чем передвигается по угодьям и какие у него права и обязанности. По мнению А. Куринского, это необходимо, чтобы выстроить снизу доверху (а не реформировать лесное хозяйство из кабинетов с удобными креслами) логичную и экономически обоснованную концепцию.
И 600 миллионов хочется от ЕС получить, и мораторий не отменять
В своем коротком выступлении народный депутат Украины Павел Дзюблик рассказал о двух существующих подходах к реформированию лесной отрасли: либо создание территориальных объединений лесхозов, либо создание единой структуры всеукраинского масштаба. Предполагается также, что разведением леса и контролем за рубками будет заниматься одна структура, а лесозаготовками – другая. Есть также предложения создать некий лесной фонд, из которого будет финансироваться разведение леса. Наконец, давно пора обновить Лесной кодекс. «Но если мы здесь не наработаем своих предложений, нам спустят из высоких кабинетов свои предложения те люди, которые в лес разве что на охоту ездили», – подчеркнул народный депутат. Он признал, что в ситуации, когда одновременно в стране запущено 140 реформ, очень сложно добиться, чтобы одна не противоречила другой.
П.Дзюблик также проинформировал о том, что совместно с коллективом соавторов подготовил законопроект об усилении ответственности за самовольные рубки, воровство и поджоги леса, а также за переработку древесины неизвестного происхождения.
В свою очередь, относительно будущей архитектуры реформированного лесного хозяйства высказался народный депутат Вадим Кривенко. По его словам, действительно обсуждается идея создания по примеру «Укрзалізниці» одного на всю страну государственного акционерного общества, которое занималось бы заготовкой и переработкой леса. При этом предприятие это должно будет отчитываться лишь за свои экономические показатели без какой-либо политики. А его руководителя, с которым подписан контракт, не сможет безосновательно уволить ни министр, ни Президент. Что касается моратория на экспорт кругляка, то, по словам Вадима Кривенко, он просто так, без обсуждения, отменен не будет. То есть, насколько понял автор этих строк, будут пытаться и мораторий не совсем отменить, и 600 миллионов от ЕС получить.
Принимавший участие в обсуждении гендиректор коммунального предприятия Житомирской облрады «Житомироблагролес» Игорь Рыбинский обратил внимание законодателей на существование «ничьих» лесов. Это лесозащитные полосы между полями, это неиспользуемые сельхозугодья, на которых поднялся лес-самосев. По его словам, таких лесов в Житомирской области – более 50 тысяч гектаров, и они нещадно вырубаются. Процедура же передачи их структурам «Житомироблагролеса» забюрократизирована и очень дорогостояща.
Лесные аукционы загоняют отрасль в глубокую тень
Очень содержательным было выступление директора Всеукраинской лесной биржи Валерия Мицкевича. Он отметил как нездоровую тенденцию – дефицит сырья для отечественных переработчиков древесины. В частности, мощности расположенного в Романовском районе Житомирской области современного предприятия по производству паркета ВИВАД09 загружены лишь на 60%. А это – не только проблемы для предприятия, но и социальная проблема для района в связи с сокращением рабочих мест. Одна из причин – в том, что обеспечение сырьем деревообрабатывающих предприятий ведется в соответствии с давно устаревшим приказом Гослесагентства №42 от 2007 года, который предписывает всю заготовленную древесину реализовывать исключительно через аукционы. Данный приказ способствует лишь безосновательному росту биржевых цен на лес. При этом лишь третья часть экспортированного в текущем году леса прошла через торги, сколько же всего леса проскочило мимо аукциона неизвестно.
По мнению Валерия Мицкевича, основная часть леса, порядка 80%, должна поставляться переработчикам по прямым договорам (как в Польше), а оставшиеся 20% – выставляться на торги, на которые допускаются исключительно официально зарегистрированные переработчики леса. При таком раскладе переработчик гарантированно получает сырье по подъемной цене и в обозначенных в договорах объемах и временных отрезках. Зная, что не останется без сырья и будет работать ритмично, переработчик не стремится в тень, в частности, не боится официально трудоустраивать работников.
– Беда в том, что на уровнях районных и областных госадминистраций нет реестров деревообрабатывающих предприятий, а значит, не известна потребность в сырье, – особо отметил он.
По мнению В.Мицкевича, без решения этого вопроса невозможно что-либо планировать и развивать деревообрабатывающее производство.
– Как можно отдавать сырье на сторону и за границу, если Житомирщина должна обеспечивать развитие своего производства! – воскликнул выступающий.
В какой еще отрасли, кроме лесной, возможна рентабельность 2000%?!
Коснувшись проблем ценообразования на лесных аукционах, Валерий Мицкевич, фактически опроверг заявления руководителя управления лесного хозяйства об экономических проблемах в связи с мораторием на экспорт кругляка. Так, средняя цена на торгах соснового пиловочника составляет 1200 гривен за кубометр (включая НДС) при ее себестоимости порядка 500 грн. То есть, реализация древесины сосны исключительно на внутренний рынок обеспечивает весьма достойную рентабельность.
С дубовым пиловочником ситуация еще интереснее, вплоть до абсурда. При его себестоимости около 700 грн. за кубометр стартовая цена на торгах составляет для 3 сорта – 3000 грн, для 2-го – 5000, для первого – 8 – 9 тысяч гривен, а конечная цена торгов может составить и 12, и 14 тысяч гривен. То есть, рентабельность поставщика дуба составляет около 2000 процентов! По мнению В.Мицкевича, вряд ли еще какая-либо продукция в Украине продается с такой рентабельностью. Но такая рентабельность привлекает криминалитет. В результате, огромные средства уходят в тень, и вряд ли полицейские рейды выведут их оттуда.
Другая проблема торговли лесом через аукционы в том, что цены в ходе торгов взлетают до нереальных величин. Одна из причин таких взлетов – отсутствие достоверной информации об объемах заготовленной древесины. В результате при потребности внутреннего рынка, скажем, в 100 тысяч кубометров на торги выставляется лишь 50, а остальное уходит на экспорт. Вот цены и взлетают. И создается дикая ситуация: кубометр готовой продукции из дуба 3 сорта стоит 220 евро, а сырья на него уходит на 600 евро. Чтобы обеспечить рентабельность, предприниматель вынужден подпитывать свое производство нелегальным лесом, который появляется в результате махинаций при учете официальных порубок и в результате воровства.
Хорошая получилась лекция у Валерия Мицкевича. А вывод из нее получается такой: наведите порядок в отрасли – вот и вся реформа.
В заключение мероприятия автор обратился к нескольким его участникам с прямым вопросом: «Вы за отмену моратория на экспорт леса или против?»
Начальник управления лесного и охотничьего хозяйства в Житомирской области Андрей Куринский дипломатично ответил так: «Нам выгодно, чтобы потребитель наше продукции покрыл все расходы на ведение лесного хозяйства». Он также отметил, что площади под лесами – величина постоянная, на местах вырубок леса восстанавливаются, что касается нелегальных рубок – объемы, по которым ведутся уголовные производства, составляют лишь около 1500 кубометров.
Народный депутат Павел Дзюблик ответил более прямо: «Мораторию – быть. Я – за сохранение моратория. Лесникам, конечно, выгоднее продать на экспорт куб древесины за 1500 гривен, нежели на внутренний – за 1200. Но наше предприятие, купив лес за 1200 гривен, создает рабочие места, платит налоги и реализует готовую продукцию, стоимость которой в разы превышает стоимость сырья. При таком варианте выигрывает держава».
Виктор Бакальчук