Изощренный идиотизм существующей тендерной практики?
Автомобили Малинского центра экстренной медпомощи ездят заправляться горючим в… Кочеров Радомышльского района. Об этом Житомирскому Курьеру сообщил депутат Малинского районного совета Богдан Лисовский.
– Ко мне обратилась жительница села Забране Луковского сельсовета Любовь Столяр. Она рассказала, что 26 января около 12.00 вызывала бригаду экстренной медицинской помощи. Медики приехали лишь около 19-ти, сославшись на проблемы с горючим. Я выяснил, что в распоряжении Малинского центра экстренной медпомощи и медицины катастроф есть 4 кареты скорой медпомощи. Из них – 3 непосредственно в городе Малине и 1 – в Чоповичах. А заправляться им приходится в Кочерове Радомышльского района или в Коростене – таковы результаты проведенного тендера.
То есть, насколько можно понять, тендер на бензин для малинских «скорых» выиграла какая-то одна нефтяная компания, вот они ездят за горючим на ее заправки, в какой бы точке Земного шара те не находились. По меньшей мере, нерационально…
Как пояснил Житомирскому Курьеру главврач областного Центра экстренной медицинской помощи и медицины Анатолий Сова, водители машин экстренной медпомощи имеют талоны на горючее и могут заправляться на любой АЗС победителя тендера. В данном случае, это АЗС «Авиас», «Фактор», ANP. И если по каким-то причинам нельзя было заправиться в Малине, лучше залить полный бак там, где это возможно, чем ждать у моря погоды.
Анатолий Николаевич посетовал, что желающих участвовать в тендерах совсем немного. Так, на 2016 год тендер все еще невозможно провести, поскольку заявку пока подал лишь один претендент. Относительно конкретного случая с задержкой приезда кареты скорой помощи на 7 часов, Анатолий Сова пообещал разобраться, однако засомневался в том, что такое могло быть.
Следует заметить, что со времени создания областного Центра экстренной медицины и медицины катастроф нареканий к работе скорой помощи в Житомирской области стало в разы меньше. И Анатолию Сове как стоящему у истоков создания Центра есть, чем гордиться.
Что же касается практики проведения госзакупок, конкурсные торги, которые якобы должны исключать коррупцию и муть в госзакупках, напротив, стали неплохим инструментом коррупции: нужные люди тендеры выигрывают, ненужные к торгам не допускаются или же торги блокируются через Антимонопольный, либо их результаты оспариваются… Поэтому сплошь и рядом купленное на тендерах обходится дороже и оно худшего качества, чем товар в ближайшем магазине или бензин на ближайшей АЗС. Действительно, вряд ли найдется нормальный владелец нормального автомобиля, который станет по собственной воле заправлять свою «ласточку» на ANP или «Авиас». Но если они выиграли тендер – государственные машины обречены мучить свои моторы их горючим.
Ярчайшим примером противоречия здравому смыслу самой идеи тендеров может послужить история, которая имела место в том же Малинском районе. Там два года назад обеспечивала питанием в школах детей, пострадавших от последствий аварии на ЧАЭС, фирмочка из Белой Церкви. Выиграв тендер, она получила карт-бланш от Минсоцполитики и 3 миллиона долларов предоплаты. При этом кормила детишек откровенным гнильем за бешеные деньги. Так, гнилую картошку везли из Киевской области, хлеб везли за 125 км из Емильчино, мороженую курятину и позеленевшую говядину – черт знает, откуда, тогда как в ближайшем к школе магазине все это было вдвое дешевле и впятеро качественнее.
Тендеры отечественного разлива, придуманные якобы для исключения коррупции при госзакупках, стали ее олицетворением. Что изменилось за последние два года? Пока – ничего. И пример тому – многосерийная бодяга с закупкой аппаратуры МРТ за средства областного бюджета. Если б закупали без тендера, магнитно-резонансный томограф непосредственно от производителя обошелся бы, по подсчетам председателя Житомирской облрады Анжелики Лабунской, вдвое дешевле.
Виктор Бакальчук