Выступление на пресс-конференции лидера Житомирской областной организации ВО «Батькивщина», депутата облрады и до 26 сентября – ее председателя Анжелики Лабунской было куда более эмоциональным, чем выступление ее преемника Владимира Ширмы, созвавшего свою пресс-конференцию за 2 часа до того, в тот же день – 29-го сентября. Анжелика Викторовна проанализировала свою деятельность на посту председателя Житомирской облрады и объяснила причины своего ухода.
Напомним, в ходе внеочередной сессии Житомирской областной рады, которая состоялась 26 сентября, депутат от «Самопомощи» Евгений Жабокрицкий пытался внести «с голоса» в повестку дня вопрос о недоверии председателю А.Лабунской. Однако она заявила, что сама написала заявление о своей добровольной отставке и депутатам следует принять его к сведению, не внося вопроса об отставке в повестку дня. После полуторачасовых препирательств с лидером фракции ВО «Свобода» Сидором Кизиным так и вышло: депутаты приняли к сведению заявление Лабунской и та могла уйти с гордо поднятой головой.
На пресс-конференции, которую Анжелика Викторовна созвала через 2 дня, она изложила свою версию случившегося. Поскольку ее выступление перед журналистами было довольно протяженным во времени, автор решил оформить отчет о пресс-конференции следующим образом: в подзаголовке – формулировка проблемы, а далее – прямая речь Анжелики Викторовны и немного косвенной. Купюры из прямой речи мы заменили многоточиями.
«Ни одна копейка из областного бюджета не пошла неизвестно куда»
– …К сожалению, перед моим увольнением я была лишена права отчитаться перед депутатским корпусом. Вам хочу сказать, что много чего было сделано во время моей работы.
…Было подписано с главой Житомирской облгосаминистрации совместное распоряжение о прозрачном использовании бюджетных средств. Ни одна копейка из областного бюджета не пошла неизвестно куда. …Выявили много нарушений. Вы знаете, что некоторые депутаты от БПП являются владельцами строительных фирм. …Делались проекты, выполнялись работы, никто не контролировал ни суммы, ни сроки. А потом обращались за компенсацией из областного бюджета. Более чем на 16 миллионов гривен было выполнено именно таких работ.
«Если бы инсулин закупали напрямую у производителей, сэкономили бы 25 процентов от потраченных 42-х миллионов»
Анжелика Викторовна напомнила также, что бывший директор Житомирской областной базы спецмедснабжения и одновременно депутат облрады от «Батькивщины» Владимир Гришковец, который по завышенным ценам закупил медикаменты, был уволен. Она также напомнила, что писала заявления в правоохранительные органы с просьбой проверить адекватность цены закупленного МРТ. По ее словам, закупка инсулина была отдана на откуп коммерческим структурам, у которых один и тот же владелец. Однако если бы инсулин закупали напрямую у производителей, сэкономили бы 25 процентов от потраченных 42-х миллионов. Был проведен анализ разницы в ценах при закупках, материалы были переданы в правоохранительные органы.
– Было принято решение о ликвидации базы спецмедснабжения, чтобы разрешить каждому нашему медучреждению выходить на торги через систему Prozorro, – пояснила она.
«Последней каплей, переполнившей их чашу терпения, было мое требование создать коммунальное предприятие «Бурштин Полісся»
Коснулась Анжелика Викторовна и испорченных отношений с рядом депутатов-предпринимателей:
– Мы не позволили увеличить площади под «Укрторф», поскольку сегодня это государственное предприятие, а завтра он – на приватизации… А кто-то не получил подряда. И я понимала, что однажды они все соберутся и отправят меня в отставку. Но последней каплей, переполнившей их чашу терпения, было мое требование создать коммунальное предприятие «Бурштин Полісся». Перекрывать дырки, через которые воруют, это хорошо. Но когда нет денег в бюджете – нечего делить!.. Мы недофинансируем психиатрическую больницу, у нас много проблем в областной больнице… У нас сегодня потребность в средствах – под 800 миллионов гривен только на коммунальные учреждения.
В то же время источники средств в области есть, считает Анжелика Викторовна, и один из них – янтарь:
– Мы стоим с протянутой рукой перед Киевом и ждем, когда нам барского плеча что-нибудь дадут. В то же время Кабинет министров, введя своим постановлением правило «молчаливого согласия», отстранил от распределения богатств недр все местные органы власти: и сельские, и районные, и областные. Все делится в Киеве. И я – единственный председатель областной рады, подавший судебный иск о признании недействительным этого постановления. Суд первой инстанции удовлетворил мой иск и объявил недействительным постановление о молчаливом согласии. Сейчас в апелляционном суде всячески затягивают рассмотрение этого дела, но я уверена в том, что если мой преемник не откажется от иска, то решение суда вступит в силу и именно местные общины всей страны смогут распоряжаться богатствами недр на своей территории.
«Их не интересует Житомирская область. Они хотят признать янтарь общенациональным богатством, чтобы в Киеве все делить»
– Меня спрашивали, как мы будем реализовывать янтарь, даже если будет создано предприятие. Приезжали представители прибалтийской янтарной биржи, которая работает на мировом рынке уже 13 лет и у которой 300 фирм, готовых покупать наш янтарь. …Я показала путь, где и как зарабатывать деньги для Житомирской области, но в последнюю неделю началось не просто сопротивление, а сумасшедшее сопротивление созданию нашего предприятия («Бурштин Полісся», – ЖК) И не надо рассказывать, что Лабунская хотела сама чего-то. Я предлагала: «Давайте, хоть имя директора пропишем в уставе предприятия». Вы думаете, ко мне не приходили люди, которые занимаются сегодня янтарем? Приходили. Пытались вести со мной переговоры, чтобы я не лоббировала создание коммунального предприятия. Теперь будут ходить к другим. Я знаю, кто ходит. Их не интересует Житомирская область. Они хотят признать янтарь общенациональным богатством, чтобы в Киеве все делить и продавать лицензии кипрским оффшорам. Но мне не о чем с ними разговаривать. Этого нельзя допустить. Я и далее как депутат буду настаивать на создании коммунального предприятия «Бурштин Полісся».
По мнению А.Лабунской, ее борьба за то, чтобы янтарь приносил деньги в областной бюджет, и стала одной из главных причин попыток устранить ее с поста председателя областной рады.
– Я знаю, что переговоры (о ее отставке, – авт.) начались еще 3 месяца назад, и я думаю, что отставка губернатора, Сергея Александровича Машковского, тоже связана с этим, – утверждает А.Лабунская.
«Я не могу принимать участия в том, что сейчас будет происходить»
Что касается ее заявления о добровольной отставке, то, по словам А.Лабунской, о нем не знали даже коллеги по фракции. Вот, как она пояснила причины его написания:
– Я считаю, что если председатель областной рады не имеет большинства, не имеет поддержки, когда у нее разные взгляды с депутатским корпусом на то, что происходит, если мы европейцы, нужно показывать, что никто ни за что не держится. Поэтом мною и было написано заявление о сложении полномочий. Я не могу принимать участия в том, что сейчас будет происходить.
Анжелика Викторовна также ответила на витающий в воздухе вопрос, не дожидаясь, когда его зададут: будет ли она обжаловать в суде законность своей отставки:
– Сессия была созвана с нарушениями, регламент был нарушен, но я лично (выделено нами, – ЖК.) не буду обращаться в суд. Фракция «Батькивщины» соберется, мы выработаем какой-то алгоритм действий, мы будем работать благо Житомирщны.
***
Трудно удержаться, чтобы не высказать свое мнение о происшедшем. Вероятно, если бы Анжелика Лабунская держала избирателей в курсе того, что происходит в облраде, и четко, однозначно, скульптурно, рельефно обозначала бы свое (и своей фракции) отношение к происходящему, причем, не от случая к случаю, а регулярно, сторонников у нее было бы больше, чем противников. Недостаток публичности позволил увести борьбу в облраде «под ковер». А без народной поддержки борец за справедливость обязательно становится жертвой.
И еще: в какие бы политические и идеологические упаковки не оборачивали суть своего пребывания в выборных органах депутаты-бизнесмены, смысл их нахождения там – деньги. И вся «политическая» борьба сводится к одному – к дележу денег. Подсчитайте, сколько бизнесменов в облраде, в районных, в городских советах – около 80%! Неужели вы и вправду думаете, что их интересует Житомирщина и ее жители?! Их интересует доступ к бюджетным деньгам. Никогда и ни при каких обстоятельствах не пускайте бизнес в сессионный зал. И криминалитет не пускайте. Тогда, может, получите действительно выборную власть, а не бизнес-клуб и не воровской сходняк.