Председатель Житомирской облрады Анжелика Лабунская подала в иск в окружной административный суд г.Киева. Она требует признать незаконными и недействительными ряд положений постановления Кабинета Министров №1173, принятого 16 декабря 2015 года, которые касаются порядка выдачи разрешений на пользование недрами.
Положениями документа, законность которых оспаривает А.Лабунская, предусмотрено, что местные советы должны дать согласие на выдачу разрешения в слишком сжатые сроки, в течение которых невозможно всесторонне изучить вопрос. При этом в случае если местный совет не дает ответа в установленные сроки, Госгеонедра применяют принцип «молчаливого согласия» и считают вопрос выдачи разрешения согласованным.
Председатель Житомирской областной рады намерена доказать, что Кабмин при внесении поправок в свое постановление не учел порядка и процедуры принятия решений на сессиях местных советов, что, в свою очередь, делает невозможным своевременное согласование выдачи разрешений. Кроме того, А.Лабунская отмечает в исковом заявлении, что нормы оспариваемого постановления КМУ нивелируют роль органов местного самоуправления и ущемляют интересы территориальных общин.
Наконец, данным постановлением, по мнению истца, Кабинет министров нарушил ряд законов и нормативно-правовых актов, в частности, Конституцию Украины, закон «О местном самоуправлении в Украине», закон «О доступе к публичной информации», а также регламент областной рады.
Житомирский Курьер встретился с Анжеликой Викторовной и попросил ее прокомментировать свой иск. Получилось интервью.
– Вы судитесь с Кабинетом министров?
– Да. Раньше, чтобы получить разрешение на добычу полезных ископаемых, было необходимо согласие местных советов. Проводились общественные слушания, затем вопрос выносился на сессию. Таким образом, местные советы и жители данной местности могли повлиять на принятие решения о даче разрешения на пользование недрами, выставить определенные условия инвестору. Например: построй дорогу, отремонтируй школу и так далее… То есть, инвестор брал на себя определенные социальные обязательства. В постановлении, которое я намерена обжаловать, введено правило «молчаливого согласия». То есть, если в течение 30 дней орган местного самоуправления не дал своего согласия, заявка на специальное использование природных ресурсов считается согласованной.
– 30 дней – это мало?
– Конечно! Пока документ дойдет до местного совета, уже 2 недели пройдет!
– Это коррупционная норма?
– Я в этом уверена.
– В угоду кому упрощена процедура получения разрешения на пользования недрами?
– В угоду тем бизнесменам, которые не хотят обременять себя затратами на сохранение окружающей среды и обеспечение человеческих условий жизни для местных жителей. Им проще взятку занести чиновнику, чем строить дороги и обеспечивать водоснабжение сел, где по их милости пересохли колодцы. Вспомните, как поднялись люди против развертывания добычи титановой руды возле Чоповичей Малинского района! Они отстояли свое право жить в нормальных условиях. Но если до принятия этого постановления территориальные общины имели хоть какое-то влияние на тех, кто пользуется недрами, то теперь бизнесмены просто придут и начнут копать.
– Правилом так называемого «молчаливого согласия» весьма эффективно воспользовался теперь уже бывший и.о. начальника регионального управления Госгеокадастра Виталий Ясан, который росчерком пера раздавал киевлянам и львовянам тысячи гектаров в Черняховском и Володарск-Волынском районах…
– Я уже беседовала с фракцией «Батькивщины» в Верховной Раде и просила внести соответствующий законопроект, чтобы вернуть влияние территориальных общин на распоряжение землями. …Мы говорим, что нужно создавать объединенные общины, громады, мы говорим о децентрализации и о праве общины на контроль за землями и ресурсами на своей территории, а тем временем местные власти даже сельские кладбища не могут расширить – по 2-3 года ждут решений Госгеокадастра по своим заявкам. У селян отбирают пастбища и огороды, а тем временем студенты из Львова подают заявки на земельные участки и на следующий день получают разрешения на разработку проектно-технической документации. И местная власть не может на это повлиять – руководители региональных управлений Госгеокадарстра назначаются в Киеве и выполняют указания, поступающие из Киева. Например, тот же пан Ясан… Человек приехал неизвестно откуда на зарплату в 2500 гривен. Да этих денег ему не хватит даже на бензин, чтобы кждый день из Киева в Житомир ездить! И нет ему никакого дела до нужд Житомирщины. Парашютист! Чтобы этого не было, влияние территориальных общин на земельный вопрос должно быть не на уровне «ля-ля», а закреплено законодательно.