Школа давно нуждается в реформах. Но какими они должны быть? К чему должны привести? С этими вопросами «Житомирский курьер» обратился к проректору Житомирского института последипломного педагогического образования, доктору педагогических наук, до недавнего времени – директору департамента образования и науки Житомирской облгосадминистрции Александру Пастовенскому.
– Мы, педагоги, как правило, фокусируем свое внимание либо на отстающих школьниках, либо наоборот – на вундеркиндах. А ведь нужно попросту учить всех и выискивать таланты у каждого!
С этого постулата и начал беседу с журналистом Александр Викторович. Даже будучи управленцем областного масштаба, он умудрялся оставаться исследователем. …А вот в политику не лез. Хотя пытались втянуть, испачкать и обвешать ярлыками. Но данная публикация совсем о другом, о наших гениальных детках.
– С управленческой карьерой я, слава Богу, покончил, – со вздохом облегчения сказал Александр Викторович. – Теперь есть время на исследовательскую работу. …Что касается способностей ребенка к обучению, я – сторонник «теории множественного интеллекта» американского ученого Говарда Гарднера. Суть ее упрощенно можно сформулировать так: ребёнок, который легко обучается умножению, не обязательно более умный, чем ребёнок, которому это дается с трудом; может, он избрал другой, отличающийся от нашего, подход к постижению математики; а, может, этот ребенок способен показать блестящие успехи в иной отрасли знания. Разные дети впускают информацию о мире в свой интеллект через разные окна. Но нет таких, у которых способности отсутствуют вообще. И если найти надежные тесты для определения способностей и типов интеллекта детей, эффективность обучения можно будет очень серьезно повысить.
– Готова ли к этому наша школа?
– Большой негатив в том, что мы собираем детей с разными типами интеллекта в одном классе, одним способом подаем им учебную дисциплину и очень удивляемся, когда один ребенок нас понимает, а другой – нет. Но этот, другой, вовсе не тупица – у него иной тип интеллекта. Результат наших стараний не может быть одинаков для всех детей в классе. Совершенно необходимо путем тестирования выявлять у каждого ребенка наиболее широкий канал связи между его интеллектом и миром и именно по нему направлять информационные потоки.
– Почему этого до сих пор не делается?
– Систему образования следует относить к сложным системами (в научном понимании этого словосочетания). Хорошая сложная система должна иметь способность меняться при изменении внешних условий. Если этого нет, система перестает быть эффективной. Так, СССР рухнул не потому, что его Горбачев развалил, а потому что закосневшая система государственного устройства не реагировала на внешние вызовы. Система обучения в нашей школе не менялась уже десятки лет, необходимость реформ назрела давно. Но каких? Вон в Казахстане решили сосредоточиться на воспитании талантливых детей – выискивали с помощью тестов вундеркиндов по самым отдаленным аулам. Но при этом пренебрегли остальными детишками. Система сельских школ была разрушена, и теперь ее с трудом восстанавливают. В Украине в определенной степени тоже есть сосредоточенность на детях с выдающимися способностями. Для них создаются специальные учебные заведения, например, Житомирский педагогический лицей. Всего в области 60 подобных учебных заведений. Но это – от бедности: давайте дадим хоть немногим особо одаренным по максимуму, чтоб эти детки двигали нашу науку и технологии. А вот в Финляндии, чью систему школьного образования называют идеальной, нет школ для одаренных детей, а в Швеции элитные школы запрещены на законодательном уровне. В этих странах стремятся дать максимум знаний каждому ребенку. Но на последней международной олимпиаде по математике среди школьников Финляндия заняла… 70-е место, а Украина – 6-е. Это вовсе не означает, что наши дети умнее. Просто в Финляндии хорошо учат всех, а не только особо одаренных, и на олимпиады выставляют не каких-то особенных.
– Это можно сравнить для наглядности со спортом больших достижений: в стране можно воспитать нескольких чемпионов мира, но при этом массовую физкультуру завалить. А ведь народу куда нужнее не глазеть, попивая пиво, как быстро бегает накачанный стимуляторами чемпион, а самому поддерживать хорошую физическую форму. Долой спорт больших достижений! Да здравствует физкультура! Долой показуху на школьных олимпиадах, да здравствует развитие интеллекта всей нации!
– Готов согласиться. Однако ликвидировать Малую академию наук, где дети могут реализовать себя и приобщиться к исследовательской деятельности, ради всеобщего интеллектуального равенства, я бы не стал. Но согласен на 70-е место на олимпиаде, если получится приобщить к творчеству и науке каждого украинского школьника. Вот к этому и нужно стремиться. Первым шагом можно считать внедрение так называемого инклюзивного обучения – это когда в обычную школу ходят дети с теми или иными проблемами. Действительно, почему уделом ребенка-инвалида должен быть интернат? Не скажу, что инклюзивное обучение внедряется легко: и педагогам, и школьниками, и их родителям нужно менять себя. Но это процесс уже идет. Кроме того, при моем участии создавались так называемые образовательные округа, чтобы дети даже из отдаленных сел могли получать качественное образование в хорошей, полнокомплектной школе со спортзалом, кружками по интересам и так далее… Задачу сегодняшнего школьного образования я бы сформулировал так: любой ребенок, городской и сельский, физик или лирик по типу интеллекта, больной или здоровый должен имеет доступ до качественного образования. К этому и нужно стремиться. Дорогу осилит идущий. …Если знает, куда идет.