Заполонившие центр города маршрутки должны уступить место троллейбусам. Утвердив 6 мая на заседании исполкома горсовета Житомира новую сеть автобусных маршрутов, власти Житомира намерены разгрузить центральные улицы от маршруток, а нецентральные догрузить ими.
– Городские власти и, прежде всего, заместитель мэра Евгений Демчик, хотят убрать маршрутки с Киевской улицы, – пояснил корреспонденту «Житомирского курьера» один владелец маршрутов, присутствовавший на заседании и не пожелавший, чтобы его имя было опубликовано. – Мы, перевозчики, уже дольше года убеждаем власти, что сначала из центра города нужно убрать пригородные маршруты. После этого нужно изучить пассажиропоток, понять, сколько пассажиров в состоянии перевезти троллейбусы и лишь потом убирать из центра городские маршрутки. Мы говорим: если вы планируете организовать на Киевской и параллельной ей улице Котовского одностороннее движение, то давайте сначала найдем необходимые для этого 8-9 миллионов гривен, и начнем реорганизовывать схемы маршрутов, если нет – значит, и нечего огород городить.
Собеседник автора этих строк отметил также, что уже больше года не проводятся конкурсы на маршруты, и есть перевозчики, которые ездят просто так, без конкурсов и договоров.
– Что же касается новых условий договоров, они предполагают, что перевозчики должны заниматься уборкой на остановках, каждый год обновлять на 20 процентов подвижной состав. Кроме того, хотят обязать нас за свой счет провести исследование пассажиропотока. Но почему за это должны платить мы, перевозчики? – возмутился перевозчик. – Это по закону обязан делать организатор перевозок, то есть, мэрия!
В ходе обсуждения проекта решения, члены исполкома указывали на отсутствие расчетов влияния смены схемы маршрутов общественного транспорта на пассажиропоток, при этом отмечалась необходимость создания действующей компьютерной модели движения общественного транспорта в городе, чтоб оценить ее эффективность.
Со своей стороны начальник Житомирского ТТУ Олег Таможский в своем выступлении высказался за разработку комплексной программы развития общественного транспорта в Житомире с привлечением как владельцев автобусных маршрутов, так и ТТУ. Он также заявил, что ТТУ в состоянии полностью обеспечить потребности горожан в транспорте на центральных улицах областного центра.
Позже в интервью корреспонденту «Житомирского курьера» Олег Таможский сообщил следующее:
– Здесь говорили о необходимости изучать пассажиропотоки. Так, закажите ученым это изучение! Говорили о необходимости создать рабочую группу для обсуждения концепции развития общественного транспорта в городе. Так, создайте! Что касается ТТУ, оно сейчас работает на созидание, и это, я думаю, видно каждому: и салоны чище стали, и озвучиваются остановки, и кондукторов воспитываем…
В общем, вырисовалась такая картина: авторы новой схемы движения общественного транспорта Житомире не слишком советовались при ее разработке с самими перевозчиками. Либо советовались, но «индивидуально». А это уже «договорняки», как метко выразился один член исполкома.
Проект решения об утверждении схем маршрутов общественного транспорта в областном центре на очередном заседании исполкома Житомирского горсовета 6 мая принят не был. За него проголосовали лишь 20 членов исполкома из 43-х возможных. Однако в 15.00 того же дня собрали внеочередное заседание. Заместитель городского головы Евгений Демчик убеждал членов исполкома, что принятие новой схемы автобусных маршрутов необходимо для того, чтобы можно было заключить договора с перевозчиками на очередные 3-5 лет. В общем, продавили: за принятие решения проголосовали 24 члена исполкома (как убеждали несговорчивых четверых, пока не известно).
Как теперь будут перемещаться маршрутки? Для примера, маршрут №58 от ул.Якира до ул.Восточной будет теперь ездить не по Киевской, а по Котовского. №25 при движении от Саенко в сторону центра будет уходить с Киевской на Восточную, далее на Б.Тена, И.Кочерги, Б.Бердичевскую и через М.Бердичевскую – на ул.Черняховского. № 19 теперь будет выныривать с Котовского на ул.Киевскую лишь на отрезке между Восточной и Киевским шоссе. А вот №2 будет кататься по Киевской от пл.Победы и до Киевского шоссе. И №11 с Киевской не уйдет. И №8 – тоже. Хотя. когда это случится, неизвестно, поскольку окончательная редакция данного решения до сих пор не опубликована на официальном сайте Житомирского горсовета.
Думается, все-таки, прежде чем серьезно перекраивать схему движения общественного транспорта в областном центре, не мешало бы посоветоваться и с теми, кто общественным транспортом пользуется. А то получается: либо городские власти думают о том, как загрузить пассажирами ТТУ, либо владельцы маршруток лоббируют интересы своего бизнеса, но об удобстве горожан речь не идет вообще. А ведь именно об обеспечении комфорта для жителей города должны печься те, кого житомиряне привели во власть (впрочем, многие туда, в частности, в исполком, пришли сами), и эта задача должна быть отправной и конечной точкой во всех затеваемых реформах.
Виктор Бакальчук