В Украине будет создан (или, точнее, воссоздан) дорожный фонд. Соответствующий законопроект (4014) приняла Верховная Рада в минувший четверг, 17 ноября. Вновь появится некий «мешок», куда будут складываться и, соответственно, откуда будут браться средства на ремонт, строительство и содержание дорог. Кроме того, в тот же день ВР проголосовала за законопроект (4015), предусматривающий децентрализацию управления дорожным хозяйством, в частности, дающий право местным администрациям решать, какие дороги и когда ремонтировать.
Конечно, дорожную отрасль давно пора реформировать, и это ярко продемонстрировала не самая адекватная реакция Службы автодорог Житомирской области на снегопад, происшедший 14 ноября. Служба бодро отчиталась о вываленных на дороги Житомирщины 3000 тоннах песчано-солевой смеси, а когда стало очевидно, что дороги непроходимы, когда в ДТП, спровоцированных оледеневшим дорожным покрытием, стали гибнуть люди, руководство Службы попросту спряталось от журналистов. Вспомним также скандал, разыгравшийся минувшим летом после того, как стало известно, что только-только назначенный руководитель областной Службы автодорог Александр Мельниченко завысил стоимость ремонта автодорог области на… 100 миллионов гривен. Мельниченко уволили, но осадок остался. …И стало ясно, что рулить дорогами, недрами, землями из центра через мутноватые представительства на местах нельзя, если мы и вправду перестраиваем Украину по европейской модели.
Итак, что станет с дорогами, когда дорожный фонд начнет финансировать их? И почему в принятом законе запуск фонда отодвинут аж на 2018 год? Прокомментировать ситуацию Житомирский Курьер попросил народного депутата Украины Павла Дзюблика.
– Напомню, что во времена президентства Януковича был упразднен транспортный налог, который уплачивали владельцы автомобилей и за счет которого содержались дороги. Источником финансирования дорожного хозяйства стали поступления от акцизного сбора, которым облагались продажи горючего. В 2014-м все специальные фонды правительство ликвидировало. И отчисления, который шли на их наполнение, в том числе, и в дорожный фонд, пошли прямиком в госбюджет. С принятием законопроекта 4014 определены источники наполнения дорожного фонда: акцизный сбор с ГСМ, поступления от растаможки нефтепродуктов и транспортных средств. Почему этот механизм заработает только с 2018 года? Потому что в проекте бюджета на 2017 год нет ресурса для компенсации средств, которые могли бы быть направлены в дорожный фонд.
Как пояснил в беседе с журналистами министр инфраструктуры Владимир Омелян, реальное финансирование дорог из создаваемого фонда начнется лишь в 2020 году. При этом, исходя из средств, которыми сможет распоряжается фонд, можно будет строить более реалистичные проекты и рассчитывать их сметную стоимость более точно.
То есть, возможностей для манипуляций денежными потоками в ручном режиме станет значительно меньше. Что касается децентрализации Укравтодора, то, по мнению В.Омеляна, это приблизит его к формату нормального европейского агентства и позволит привлекать подрядчиков на конкурсной основе.
Как это будет в действительности, надеемся увидеть. Что же касается сегодняшнего состояния дорог Украины и уровня их обслуживания, они ужасны, а распределение и расходование средств – непрозрачно. И, совершенно очевидно, что региональные службы автодорог в их нынешнем формате изжили себя.