Когда корреспондент еженедельника «Субота» побывал в Полевой Слободке, где бандиты ограбили семью пенсионеров, ему стало ясно, что ограбленных намного больше, чем семья Свенцицких из богом забытого села…
Мы ехали из Полевой Слободки молча. Было ощущение, словно выбрались из страны мертвых. Андрей, водитель редакционной машины, вдруг произнес, словно продолжая диалог с невидимым собеседником: «Обязательно выпью 100 грамм, когда приеду домой…» На мой вопрос, чего это вдруг, он ответил: «Я думал, что объездил с Вами все самые мрачные закоулки Житомирщины. Оказывается, не все. Полевая Слободка – это самое страшное место. Давит на душу…»
Полуобитаемый остров
Полевая Слободка, действительно, пугает мастерски. Она начинает давить, как только вы въезжаете в это село. Ни белой жестяной таблички с названием, ни стелы… Совершенно неожиданно из темных зарослей на вас ощериваются черными выбитыми окнами брошенные дома с обвалившимся крышами. Один мертвый дом, другой, третий…
Вот, наконец, обитаемое жилище, вроде… Да, точно – у крыльца темнеет фигура опирающейся на клюку старухи. Голова замотана в бурый шерстяной платок, на теле – бесформенное пальто неопределенного цвета. «Это Полевая Слободка?» – спрашиваю. Замотанная в платок голова утвердительно кивает. «А где живут Свенцицкие?» Старухина клюка указала на дом, виднеющийся за заросшим кустами лугом. Стало не по себе. Словно оказался в фильме ужасов про оживших мертвецов.
А ведь, село это вовсе не в глухом Полесье и не в Чернобыльской зоне. Полевая Слободка находится в относительно благополучном Чудновском районе. До ближайшего крупного города, Бердичева, всего каких-то 33 километра. Но это – 33 километра практически полного бездорожья. Сейчас еще можно прорваться, но когда заметет, Полевая Слободка станет островом. Пока еще обитаемым. …Или полуобитаемым. И зимой скорая помощь, если и доберется в это село, то только чтоб констатировать смерть больного. Полиция тоже не успеет на само преступление. Она приедет только после, чтоб собрать вещдоки и следовую информацию. И пожарные вряд ли успеют спасти горящий дом…
Совершивших разбойное нападение искали больше 3-х месяцев
Приехали мы в Полевую Слободку вот для чего: еще 18 июля бандиты совершили разбойное нападение на местных жителей – чету пенсионеров Свенцицких и их 43-летнего сына, инвалида по психическому заболеванию. Нападавшие избили своих жертв, забрали у них несколько десятков тысяч гривен сбережений и некоторые ценные вещи.
В конце октября полицейские задержали троих подозреваемых в совершении этого преступления. Как рассказал начальник Чудновского отделения полиции Анатолий Корниец, собранная оперативниками информация позволила установить, что нападавшие передвигались на автомобиле и что уехали из Полевой Слободки в направлении соседнего района.
Соседний район – Бердичевский. Как именно вышли на бандитов, полицейские не рассказывают. Однако журналистский опыт общения с их коллегами, а также с экспертами-криминалистами позволяет предположить, что, установив по следам отличительные признаки и марку автомобиля, полицейские сумели найти и машину, и ее хозяина, и тех, кто приехал на ней 18 июля в Полевую Слободку.
…Стоит припомнить в качестве «лирического отступления», как в 70-е годы прошлого столетия ветерану житомирской криминалистики Валентину Комарецкому удалось найти бандитов, ограбивших кассу Иршанского ГОКа. К преступникам привели следы автомобиля, указавшие на его марку, и крошечный кусочек сосновой коры, застрявший в задних фонарях-«стопах» грузового УАЗика, на котором перемещались грабители.
Впрочем, вернемся в Полевую Слободку. Одним из задержанных нападавших оказался 32-летний ранее судимый житель Бердичева. О еще двоих задержанных полицейские говорят неохотно. Возможно, потому, что их участие или их роли в совершенном преступлении еще нужно доказывать.
Бандиты ворвались в дом около 10 вечера…
…Внешне дом, на который указала клюка престарелой жительницы села, был мало похож на жилой. И тропинка, которая вела к нему, была мало похожа на сельскую улицу. Но из печной трубы дома струился дымок. Значит, обитаемый… На стук долго никто не выходил. Я зашел на веранду и позвал хозяев. Наконец, вышел пожилой мужчина в облезлой шапке-треухе. По-видимому, он плохо слышал, и пояснять, кто я такой и зачем приехал, пришлось несколько раз. Наконец, удалось выяснить, что я общаюсь с тем, кого разыскиваю – Виктором Рафаиловичем Свенцицким. Именно его и его 43-летнего сына Славика зверски избили нападавшие.
Виктор Рафаилович оказался не очень разговорчивым. Рассказал лишь, что бандиты ворвались в дом около 10 вечера. Связали его и сына. Стали избивать и требовать деньги… Затем мой собеседник решил, что мне лучше общаться с его супругой Марией. Сказал, что поищет ее, зашел в хату и пропал. Минут через 10 я снова начал стучать в двери и звать хозяев. Виктор Рафаилович вышел, сказал, что Мария у подруги в соседнем доме и затопал резиновыми сапогами по тропе. Я припустил за ним. До соседнего обитаемого дома было метров 400.
Там я встретил Марию Свенцицкую в компании ее 89-летней подружки. В ходе знакомства выяснилось, что мою 70-летнюю героиню и ее 74-летнего мужа считают здесь «молодежью», поскольку возраст большинства обитателей вымирающего села – под 80. Удивительно: без особой медпомощи и (судя по состоянию зубов), без даже минимальных услуг стоматолога, без супермаркетов и сбалансированного питания, на молоке, картошке и сале здешние жители умудряются прожить больше 80 лет. Правда, со стороны кажется, что жизнь эта – скорее, полусмерть.
Мария Ивановна оказалась общительной женщиной и охотно рассказала детали случившегося 18 июля:
– Около 10-ти вечера я вышла подкинуть корове соломы на подстилку. Муж и сын уже спали. Когда вернулась в хату, там крик, кровь кругом! Мой муж лежит с пробитой головой на полу, обливается кровью, но кричит бандитам: «Хоть моего сына не бейте, он и так больной на голову! Забирайте, что хотите, и идите отсюда!» А какой-то здоровый мужик кричит моему деду: «Что, мало получил? Еще добавлю! Деньги давай!» Увидел меня, схватил и ударил какой-то железякой в грудь. Потом поднял над моей головой деревянный макогон и говорит: «Если попробуешь сбежать, я тебя этой штукой забью!» Я стала говорить, что не собираюсь убегать. Но он все равно связал мне руки. Я говорю: «Я знаю, что вам нужно – деньги нужны. Берите все, что найдете, и уходите!»
Как рассказала Мария Ивановна, нападавших было трое. Двое – в масках, а тот, кто командовал ими, был без маски.
– Он был без маски, поэтому я его и опознала потом, – говорит она. – Они взяли все деньги, которые сын насобирал. Он свою инвалидскую пенсию не тратил, несколько лет собирал, а они все забрали.
Когда бандиты ушли, Мария Ивановна побежала к соседям звонить в полицию и скорую помощь. Как выяснилось, самые серьезные травмы получил сын Славик – в Житомирской областной больнице ему сделали сложную операцию со вскрытием черепной коробки.
Они не живые мертвецы. Они – обычные сельские украинцы
Мы распрощались. Уже смеркалось. Когда ехали по сельской улице, у заборов своих ветхих усадеб, как мистические стражи, стояли, опираясь на палки, согбенные, замотанные в бесцветные платки и бесформенные пальто, безмолвные местные жительницы.
Не-ет, они не живые мертвецы. Они – обычные сельские украинцы, которые так и не начали жить. То революция, то коллективизация, то война и оккупация, то укрупнения да разукрупнения. А потом рухнул СССР, а потом и по сей день – тотальный дерибан. Жители Полевой Слободки, как и практически все сельские жители страны, а также пенсионеры и инвалиды оказались лишними на своей земле. Более того, помехой для мастеров дерибана! Думается, про Полевую Слободку и другие села Украины, где самому младшему жителю 70 лет, попросту забыли. Хотя нет, может, сознательно оставили на плановое вымирание.
Но их непрожитые жизни никуда не делись! Они, как показало е-декларирование, заключены в огромных капиталах нардепов, министров и в денежных мешках их хозяев – олигархов. Их непрожитые жизни – на Виргинских и Сейшельских островах, на пальцах дорогих шлюх и в гаражах их сутенеров. Ограбили не только семью Свенцицких, не только жителей Полевой Слободки. Ограбили всю страну!
…Последний обитаемый дом на выезде из села. Смеркается. У забора неподвижно стоит, как и стояла, опираясь на клюку, та самая старуха, которая указала нам дорогу к дому Свенцицких. Темнеет, виден только ее силуэт…
***
Подозреваемым в разбойном нападении грозит заключение на срок от 8 до 12 лет. В селе говорят, что навел бандитов родственник Свенцицких, который знал, что инвалид Славик не тратит свою пенсию и уже насобирал больше 10 тысяч гривен. Говорят также, что денег ограбленным полицейские не вернули, поскольку грабители успели их истратить.
Богдан Луценко