Если владеть городской маршруткой становится убыточно, значит, она должна уступить место муниципальному автобусу. Пожалуй, таков один из посылов дискуссии, которая развернулась в соцсети после публикации Житомирским Курьером информации о повышении с 1 июня стоимости проезда в житомирских маршрутных такси с 3 до 5-ти гривен.
Один из житомирских перевозчиков назвал такое решение исполкома Житомирского горсовета убыточным для маршрутчиков в связи с тем, что перевозчиков тем же решением обязали бесплатно перевозить всех льготников и пенсионеров. Вот, как он пояснил свое мнение:
“Чтобы обновить транспорт, нужен доход. Перевозить же все категории льготников без дотаций – это просто убыток. За последний год газ подорожал на 20%, запчасти на 70% и их качество ухудшилось, и, наконец пенсионеры, как обычно, в часы пик обязательно заполнят до 60-70 % транспорта, а люди, которые едут на работу, не в состоянии будут это сделать. Так что решение принято необдуманно. Перевозчики не против перевозить льготников, но давайте подходить к этому взвешенно, т.е.: с 10 до 16 нет проблем для пенсионеров”.
Вынужденность же подписывать кабальные договора перевозчик пояснил необходимостью эксплуатировать уже купленные автобусы.
Напомним, исполком Житомирского горсовета обязал также перевозчиков заменить на новые те автобусы, которые эксплуатируются более 10 лет.
Другой житомирянин поделился совершенно логичным и неоспоримым мнением, реализовать которое власти всех пошибов все никак не решатся со времен СССР с его изобилием «бесплатных» льгот: «Моя думка така: льготнікам і пенсіонерам держава повинна енну суму доплачувати до пенсії чи зарплати, а любий, хто зайшов в автобус, повинен платити за проїзд».
Не хочет платить держава, хочет все проскочить за счет местных бюджетов. …А вот мнение читательницы, профессора житомирского вуза, которая объездила практически всю Европу:
«Этот транспорт (маршрутки) категорически не поддерживаю – его нет нигде в Европе, только у нас и в России. Так, зачем поддерживать маршрутчиков, лучше совершенствовать коммунальный транспорт! При этом общественный транспорт в Европе имеет преимущества в движении по дороге, свою отдельную полосу, ходит четко по графику, который есть на каждой остановке. А власть контролирует движение. Наши же маршрутки не выдают билетов, не имеют кассовых аппаратов, а значит, их доходы никто не контролирует. И еще один важный момент: в других странах всегда есть выбор, чем ехать. А в наших населенных пунктах, как правило, только одна маршрутка одного перевозчика – вздувай цену, как хочешь! Еще есть маршрутки в Турции. Но там другая ситуация. Улицы в старой части любого турецкого города очень крутые и узкие, поэтому большой транспорт там вряд ли сможет пройти. Но в других районах, более новых, ездит обычный автобус, трамвай. А нашей власти стоило бы подумать, прежде всего, об удобстве своих граждан».
Если счесть такой заботой намерения городских властей купить в этом году 40 низкопольных городских автобусов, то ситуация с общественным транспортом в Житомире может существенно измениться. Перевозчикам придется искать другие маршруты или виды бизнеса. Вот только станет ли удобнее и дешевле ездить горожанам при появлении перевозчика-монополиста?
…А если попробовать заменить маршрутки азиатскими «тук-туками»?..