67-летняя житомирянка Жанна Шевчук даже представить себе не могла, что смерть уже дышит ей в затылок… Женщина занималась домашними делами, как вдруг внезапно почувствовала боль в области груди. Ее дочка не растерялась и немедленно вызвала «скорую». Жанна Михайловна помнит, как ее несли на носилках к машине, а затем – провал памяти. Ее сердце перестало биться в тот момент, когда «скорая» доставила ее в кардиологическое отделение Житомирской областной больницы. Если бы женщину привезли хотя бы на минуту позже, она бы наверняка умерла…
Левая артерия сердца Жанны была полностью закупорена тромбом, а просвет правой закрыт на 99%
– У пациентки несколько раз останавливалось сердце, – рассказывает корреспонденту “Житомирского курьера” и.о. заведующего кардиоаритмологическим центром Николай Кушнир. – Пришлось прибегнуть к дефибрилляции. У женщины оказался обширный инфаркт, причем самая главная, левая артерия сердца была полностью закупорена тромбом, а просвет правой закрыт на 99%. Она жила только благодаря этому слабому 1% кровотока.
– Существуют лекарства, которые вводят таким пациентам для того, чтобы в течение 10 секунд растворить тромб, – продолжает врач. -Но они помогают далеко не всем. Доктор «скорой» сразу же ввел препарат больной, но тромб не растворился. И потому в экстренном порядке было произведено стентирование закупоренных сосудов. Мы вставили в каждый сосуд по два стента (трубочки из металлической сетки, которые после введения в непроходимый участок сосуда радуваются и раздвигают просвет сосуда до нормального) и полностью восстановили кровоток. Хорошо, что были стенты, закупленные за бюджетные средства, ведь только одна эта операция потянула на 60 тысяч гривен! В случае острого инфаркта все решают считаные минуты и некогда ждать, пока родственники соберут деньги на стентирование (да и не у всех они найдутся). Проблема в том, что у нас в запасе осталось всего с десяток бюджетных стентов, и страшно представить, что будет, когда они закончатся. Чтобы спасать инфарктных больных, должна существовать четкая государственная программа по обеспечению кардиологических отделений необходимыми расходными материалами. Иначе мы будем просто терять таких пациентов. Сегодня в Украине умирает 30 % людей с острыми инфарктами. Часть из них – дома, часть – по дороге в больницу, а некоторые – прямо в отделении…
Николай Олегович напомнил, что инфаркт – это когда артерии сердца закупориваются тромбами. Но это может быть только в том случае, если артерии забиты холестериновыми бляшками. Как только в такой больной артерии появляется ранка-надрыв, ранка закрывается тромбом. При этом кровоток полностью перекрывается, и человек может умереть в любую минуту.
Я зашла в палату к Жанне Михайловне и встретилась с ее сияющим взглядом. Она чувствует себя прямо-таки новорожденной.
– Всю жизнь буду врачей благодарить за свое спасение, – говорит женщина. – Одного не могу понять, почему так произошло? Я никогда не чувствовала никаких болей в области сердца. Правда, иногда левая рука как-то побаливала, и за грудиной был некий дискомфорт.
“Если человек жалуется, «когда иду, крутит левую руку”, это наш пациент”
– Именно такие ощущения обычно и испытывают инфарктные больные, – вступает в разговор Николай Олегович. – Если человек жалуется: «Когда иду, крутит левую руку. Остановлюсь, постою, все проходит». Или говорит, что у него давит за грудиной, – это наш пациент.
По словам специалиста в случае острого инфаркта у пациента и врача есть максимум полтора-два часа на спасение. Поэтому не следует откладывать вызов бригады экстренной медпомощи, которая доставит больного в кардиологическое отделение областной больницы. Ни в одном другом медучреждении области нет рентген-операционной, где врачи проводят экстренную коронографию и при необходимости стентируют пациента. Надеяться, что все пройдет само собой, не стоит.
– Каковы факторы риска возникновения инфаркта? – спрашиваю врача.
– Сахарный диабет, курение, лишний вес, гиподинамия, стрессы и повышенное давление. На эти факторы мы можем как-то повлиять: сбросить вес, перестать курить, заняться спортом, отрегулировать содержание сахара в крови и так далее. А вот повлиять на наследственность невозможно, поэтому люди, в роду которых родные болели сердечно-сосудистыми заболеваниями, должны быть постоянно начеку и следить за своим здоровьем. Каждому человеку после 40 лет, даже если он прекрасно себя чувствует, нужно раз в год делать кардиограмму сердца и консультироваться с терапевтом…
– Многие люди принимают различные медикаменты и народные средства для очистки сосудов от холестериновых бляшек. Насколько действенны такие чистки?
– Холестериновые бляшки – это настолько твердая субстанция, что никакие лекарства не способны их растворить. Их раздавить могут только специальные стенты под давлением около 20 атмосфер! То есть с большими усилиями. Для сравнения: в колесе машины всего около двух-двух с половиной атмосфер, но когда колесо лопается, этот оглушительный хлопок слышит вся улица, а здесь – 20 атмосфер… Иными словами, самолечение в данном случае не поможет. Чтобы сосуды не забивались холестериновыми бляшками нужно правильно питаться, заниматься спортом и не курить. Это как минимум.
Кстати, лето играет с инфарктными больными злую шутку: если человек ощущает какие-то боли в левой руке или за грудиной, он часто списывает все на летнюю жару, мол, перегрелся на солнышке. Думает, вот отлежусь немного, и все пройдет. А руку натрудил, скорее всего, на огороде. Хотя на самом же деле так дает о себе знать сердце.
Напоследок Николай Олегович сообщил, что очень надеется, что в областной больнице скоро появится специализированная бригада, которая круглосуточно будет заниматься инфарктными больными. Необходим также ангиограф, обслуживающий только инфарктных больных. А еще необходима реальная помощь государства и местных органов власти по обеспечению кардиоцентра стентами и дорогостоящими материалами, без которых невозможно спасти человека с острым инфарктом.
Юлия Мельничук