Фразу, вынесенную в заголовок, в сердцах бросил председатель Ставищенского сельсовета (Брусиловский район) Юрий Герасименко во время беседы с корреспондентом “Житомирского курьера”. Когда он «расшифровал» свою реплику, у журналиста сделались очень большие глаза. Действительно: вместо того чтобы получать 100 тыс. грн. в год с арендатора двухсот гектаров, сельсовет не получает ни гроша. И таких примеров собеседник нашего интернет-издания привел не на один миллион.
Юрий Герасименко продемонстрировал весь ужас творящегося с пахотными землями нашей страны, так сказать, «в масштабе» – на примере одного сельсовета, который он возглавляет. Однако даже те цифры, которые он привел, впечатляют.
Арендаторы есть, а арендной платы нет
Для читателей, далеких от земельного вопроса, поясним, что земли бывших колхозов, находящиеся за пределами населенных пунктов, формально считаются подконтрольными сельсовету, однако фактически ими распоряжается районная администрация. Понятно, что эта «странность» не случайна и что придумывалась она именно для того, чтоб исключить влияние сельских общин на операции с землей. По этой причине сельский голова может и не знать, что происходит с нераспаеванными землями на территории сельсовета, и лишь удивляться, почему при наличии арендаторов в бюджет сельсовета не поступает арендная плата.
Один такой арендатор прославил Ставище на всю Украину. В преддверии Евро-2012 с арендуемых им 200 га начали грести песок для отсыпки автотрассы «Киев – Чоп». Мало того, что это было самое настоящее воровство в особо крупных масштабах, песок брали с площадей, непосредственно прилегающих к скотомогильнику, где захоронены павшие от сибирской язвы животные. Шум поднялся на всю страну, но каких-либо санкций относительно арендатора до сих пор не последовало.
– С этих 200 гектаров сельсовет должен был бы получать до 100 тысяч гривен в год арендной платы (это при минимальной ставке), но не получал ничего, – констатирует Юрий Герасименко. – Всего на территории сельсовета проживают чуть больше 1000 человек, а землепользователей – свыше 5000. Кто они такие и по какому праву владеют земельными участками, мне непонятно и почему на счет сельсовета не поступает плата за эти площади, непонятно тоже.
Как рассказал Юрий Николаевич, несколько лет назад сельсовет получил за смену целевого назначения относительно небольшого участка пахотной земли – всего лишь 90 гектаров – достойную компенсацию: 5 миллионов гривен. Однако еще 1500 га по воле районных властей ушли «просто так»: с сельсоветом никто не обсуждал судьбу этих гектаров, никакой платы за них в бюджет сельсовета не поступало, кто теперь владеет этими гектарами, неизвестно.
«Вилки» при определении арендной платы за землю – это и есть коррупция
По словам Юрия Николаевича, Госземагентство ведет странные игры с нормативной оценкой земель. Так, при фактической средней стоимости земель Ставищенского сельсовета порядка 17 тыс. грн. за гектар, некоторые участки оценены в 1000, а то и 500 гривен за га. Кроме того, для многих площадей определены крайне низкие коэффициенты арендной платы. И если законом предусмотрена «вилка» от 3 до 10-ти процентов от нормативной оценки земли, то для тех, кто арендует подконтрольные районным властям земли, коэффициент, как правило, устанавливается не выше 3-х.
– Один арендатор платит за 27 гектаров всего лишь 4,5 тысячи гривен… в год! Второй – за 22 гектара – аж 4200. Мы говорим, что в Украине нет денег, а такое, ведь, делается везде! Деньги в буквальном смысле лежат под ногами – наша земля. И если распоряжаться ею по-хозяйски, то и зарубежных заимствований не нужно! – воскликнул собеседник “Житомирского курьера”. – А по-хозяйски ею смогут распоряжаться именно общины, громады, а не районные и областные или киевские чиновники.
– Что нужно сделать? – поинтересовался журналист.
– Нужно законодательно отменить так называемые «вилки» («от и до») при определении размера арендной платы за землю. «Вилки» – это и есть коррупция! Действительно, захотел чиновник, определил ставку в пределах 3% от нормативной оценки земли, а если вы ему не понравились, – 10%. Тем более, что это зависит лишь от одного чиновника Госземагенства: никакой конкурсной комиссии, никаких консультаций с сельсоветами… То есть, уже в нормативных документах заложена коррупция в виде «вилочных коэффициентов». И еще: цена на ту же кукурузу привязана к доллару, а арендная плата на землю – нет. Раньше арендаторы платили в среднем 4 процента от нормативной оценки земли. Сейчас платят 5 (аж на 200 гривен в год больше за гектар). Но гривневая оценка земли осталась прежней, вот только гривня стала втрое легче!
По мнению Юрия Герасименко, в Украине необходимо вести мониторинг использования сельскохозяйственных земель арендаторами. Так, например, самый крупный арендатор земельных паев жителей Ставища, который официально арендует около 1300 гектаров, еще порядка 300 обрабатывал абсолютно незаконно:
– Обрабатывались межполевые дороги, земли умерших пайщиков, а также так называемые неистребованные паи. За эти земли агрохолдинг никому до нынешнего года ни копейки не платил, по крайней мере, официально. В масштабах района таких земель около 3000 гектаров.
Умножим 3000 на количество районов в области – на 23 и получим 69 тысяч гектаров «ничьих», но обрабатываемых земель. Колоссальная цифра! В масштабах Украины счет пойдет на миллионы гектаров и миллиарды гривен, которые, как сквозь дырявое сито, проскочили мимо бюджетов все уровней и осели в чьих-то карманах. Залатать надо это сито, а для этого – вычистить коррупцию из земельного законодательства и подзаконных инструкций, а также – коррупционеров из власти.
В Житомирской области площадь арендуемых сельхозугодий по официальной статистике составляет 485,4 тыс. га.
Сергей Гудзенко