В этом году в Житомирской области планируется оптимизировать, (проще говоря, закрыть) 76 малокомплектных школ, где количество учеников настолько мало, что процесс обучения становится невероятно дорогим, а качество знаний очень низким. Всего же в нашем регионе 172 малокомплектные школы. С 2003 года число школьников в области сократилось на 58 тысяч, и есть школы, которые посещает с десяток учеников, а то и вовсе ходит по четверо-пятеро детей! В таких школах обычно преподают лишь несколько педагогов, каждый из которых обычно ведет одновременно несколько предметов: математику, физкультуру, географию… О каком качестве обучения может идти речь? Да и себестоимость содержания такой школы просто заоблачное.
– По закону затраты на одного ученика в общеобразовательной школе составляют в среднем 8 тысяч 898 гривен в год, – объясняет начальник управления образования и науки Житомирской облгосадминистрации Вадим Калинин. – А в малокомплектных школах затраты на одного ученика у нас доходят до 29 и даже 32 тысяч гривен! Для сравнения: в киевском университете имени Шевченко обучение одного студента обходится государству в 21 тысячу гривен в год. Но разве можно сравнить уровень подготовки столичного студента, с учебой ребенка в малокомплектной сельской школе!
Например, в Дывинской школе Брусиловского района всего 13 учеников: несколько первоклашек и по 2-3 ученика в старших классах. В Искоростенской школе Коростенского района всего 5 учеников, а в школе села Великий Браталов Любарского района – всего 4 ученика (на сессии районной рады уже принято решение о ее закрытии).
Даже если в школе учатся всего 5-10 учеников, помещение нужно зимой отапливать и освещать, закупать необходимое оборудование, платить зарплату учителям и так далее – в целом получаются очень большие затраты. А если учесть, что субвенция из госбюджета на финансирование школ области намного сократилась, то работа подобных малокомплектных школ совершенно не оправдана.
По словам Вадима Александровича, закрытие одной малокомплектной школы первой ступени дает возможность сэкономить от 100 до 300 тысяч гривен, а закрытие школы 1-2 ступеней – от 500 до 760 тысяч в год.
Вот что рассказала корреспонденту газеты «Эхо» директор Курненской средней школы Червоноармейского района Леся Андриенко:
– У нас прекрасная школа с просторным спортивным залом, где проводятся соревнования районного уровня, но нет возможности провести его ремонт из-за нехватки средств, большая часть из которых идет на финансирование малокомплектной Колодиевской школы нашего района: там всего 31 ученик и около десятка преподавателей. Когда-то в эту школу ходили дети из соседнего села, относящегося к Житомирскому району, а когда там построили зачем-то еще одну школу, количество учеников в Колодиевской резко сократилось. Может, и хорошо, когда с учениками занимаются практически индивидуально, но это очень дорого.
Выход один: детей и учителей из малокомплектных школ нужно переводить в крупные современные школы, где имеется полный штат преподавателей и хорошая материальная база. Кстати, некоторые из районных школ настолько прогрессивные и перспективные, что дадут фору любой школе областного центра. Одна из таких – Черняховская школа, прекрасно оснащенная компьютерами, внедряющая самые современные методики обучения, где уровень подготовки учеников весьма высокий. Главное – обеспечить подвоз детей в такую школу. Но именно с этим и связаны основные проблемы.
По словам Вадима Калинина, в данный момент наша область нуждается в 61 автобусе для подвоза школьников. Причем, это минимум. Те же автобусы, которые имеются, довольно старые – 1980 и 1989 годов выпуска. Они часто ломаются, вызывая справедливое недовольство родителей и учеников.
– Мы постоянно работаем над тем, как лучше организовать процесс подвоза детей, – говорит Вадим Александрович. – Вопрос оптимизации школьной сети и организации подвоза детей к крупным школам по закону ложится на плечи местных органов власти, которые обязаны принимать решения и выделять необходимые средства, а мы, в свою очередь, помогаем, чем можем. Что касается денег из госбюджета, то на Житомирскую область в этом году выделено 2, 2 миллиона гривен для приобретения школьных автобусов – этих денег хватит только на два автобуса…
Если говорить о сельских детских садах, которые еще лет десять назад активно закрывались, то теперь перед руководством области стоит задача их сохранить, чтобы там функционировал не только детский сад, но и младшая школа. Понятно, что малышей нужно обучать в родном селе, рядом с домом, чтобы родители были спокойны, и дети чувствовали себя комфортно и уверенно.
Задач и проблем – масса. В нынешних условиях их решать особенно тяжело из-за огромных экономических проблем. Однако судьба каждого выпускника школы во многом зависит от того, какой багаж знаний он получил за время учебы и сможет ли он поступить в перспективный вуз.
Юлия Мельничук