Реформа образования: 12-летка, многократное повышение учительских зарплат и новый формат системы обучения
Разговоры о необходимости реформы среднего образования в Украине ведутся уже несколько лет. Реформа должна была начаться уже с 2016 года, однако не сложилось. Законопроект, который разрабатывал предыдущий состав Министерства образования, вызвал много критики и нуждался в доработке. И вот теперь Минобразования разработало окончательный вариант законопроекта, который сейчас обсуждается на всех уровнях. Планируется, что после рассмотрения всех конструктивных предложений законопроект будет передан на рассмотрение депутатам. Если закон будет принят, украинская система образования кардинально изменится и с 2018 года дети пойдут уже в новую школу. О главных пунктах законопроекта и о том, какие из них вызывают больше всего споров корреспондент Житомирского Курьера поинтересовалась у ректора Житомирского областного института последипломного педагогического образования Игоря Смагина.
Школьные оценки – не самоцель
– Главное новшество, внесенное в законопроект, заключается в изменении сути и формата системы обучения, – объясняет Игорь Иванович. – До сих пор главная цель процесса обучения заключалась в том, чтобы вооружить школьника и студента знаниями. А новый, компетентностный подход рассматривает знания как стартовую площадку для наработки умений, навыков, мотивации, ценностей и модели поведения в школе и высшем учебном заведении. Такая цель меняет формат учебного процесса: лекции заменят практические занятия и проектная работа. На смену пассивному слушанию преподавателя должны прийти парно-групповые работы и интерактивные методы обучения. Эти моменты декларируются уже не один год, но по факту у нас все равно остается старая совковая система обучения. Как результат – из вуза выходит специалист, вооруженный знаниями ( в лучшем случае), которые не умеет применить на практике, то есть не компетентный в своей сфере деятельности.
Нужна ли нам 12-летка?
– Самый скандальный и противоречивый вопрос – это 12-летняя система образования в школе, продолжает Игорь Иванович. – Многие специалисты объясняют это тем, что нам нужна европейская модель образования, чтобы украинские аттестаты котировались на Западе. Но они не говорят о том, что во многих европейских странах счет годам обучения начинается с детсадовского возраста. Например, если взять старшую и подготовительную группу нашего детсада за 1 и 2 класс, то у нас в стране в целом получается 13-летнее школьное образование. Многие говорят о том, что нужно разгрузить школьные программы и тот большой объем материала, который дети получали в школе за 11 лет, растянуть на 12. Против 12-класса категорически выступает большинство родителей, поскольку в 19 лет многие девочки уже вполне могут выйти замуж и стать мамами. Министр Лилия Гриневич, будучи недавно в Житомире, подчеркнула, что при нынешней системе обучения, 12 класс абсолютно не нужен, но если мы перейдем на компетентностное обучение, то он необходим. Новые программы и стандарты помогут школьнику подготовиться к будущей профессии, поскольку старшая школа должна быть профессиональной.
Учителю – достойную зарплату!
По словам Игоря Ивановича следующий блок проблем, который активно обсуждается, касается зарплаты работников образования. Сегодня ставка зарплаты директора школы по единой тарифной сетке точно такая же, как у ассистента преподавателя высшей школы – 2512 гривен (12 тарифный разряд). Хотя нагрузка и ответственность у директора и ассистента несравнимы. Директор отвечает за работу всего коллектива, включая финансовую и хозяйственную части, за жизнь и здоровье всех учеников, а ассистент (вчерашний выпускник вуза) помогает профессору читать лекции и пишет кандидатскую диссертацию. Чтобы исправить вопиющую несправедливость, в новом законопроекте четко сказано, что для педагогов должна быть отдельная тарифная сетка как для некоторых других категорий, в частности, военных. Причем, стартовая зарплата учителя должна составлять три минимальные зарплаты. Это ставка ассистентов воспитателя и учителя. Понятно, что при таких новациях нужно еще изыскать средства на зарплату педагогам, но, как заверили представители Министерства финансов, даже при таком раскладе общая сумма бюджетных расходов на образование не будет превышать 7% ВВП, как и положено быть. Учитывая нынешнюю экономическую ситуацию, перейти к новой тарифной сетке уже с 2017 года явно не получится, поэтому предусмотрен переходный период, в течение которого минимальная ставка учителя должна соответствовать 14-му нынешнему тарифному разряду (2800 гривен), а не 7-му, как было раньше и остается по сей день (1825 гривен). Если депутаты проголосуют за такие новшества, можно надеяться на то, что в школах останутся работать разумные и инициативные люди, ведь не секрет, что сегодня лучшие кадры уходят из школ на более прибыльную работу.
– Сегодня много говорят о сокращении учителей, в первую очередь пенсионеров, – продолжает мой собеседник. – Это очень больной и спорный вопрос. В кодексе законов о труде сказано, что достижение пенсионного возраста – не основание для увольнения человека. Если кто-то выражает недовольство по поводу того, что пенсионеры работают не так, как нужно, то хочу отметить, что в Украине нет ни образовательных, ни профессиональных стандартов. Их нужно разработать для того, чтобы были четкие критерии работы педагога, а пока стандартов нет, трудно судить о том, кто вписывается в систему, а кто нет…
Сертификация по желанию
Еще один проблемный вопрос – сертификация учителей. Изначально предполагалось создать в Украине единый центр по сертификации, где педагоги всей страны должны сдавать определенные тесты, подтверждающие их компетентность. Однако после всех подсчетов стало ясно, что это потребует колоссальных средств, да и технически воплотить такой грандиозный проект пока просто нереально, поэтому в новом законопроекте заложено такое понятие как добровольная сертификация. Суть ее в следующем: если педагог изъявит желание и успешно пройдет сертификацию, то будет получать ежемесячную доплату – 20% от зарплаты. Правда, точно еще не определено, как будет происходить сертификация и каковы сроки ее действия.
Еще одно важное новшество законопроекта заключается в том, что решено выделять бюджетные средства в виде субвенции на частные религиозные школы для младших школьников. Это значит, что дети смогут иметь равный доступ к обучению в таких школах, поскольку там могут учиться только дети из обеспеченных семей. Это главные моменты законопроекта, которые активно обсуждаются в стране. А дальше – слово за депутатским корпусом.
Юлия Мельничук