Между бумажными и реальными границами Чернобыльской зоны «застряли» целые районы и десятки тысяч людей
Райцентр севера Житомирской области, Народичи, находится в зоне безусловного отселения. И весь Народичский район, который с востока граничит с зоной отчуждения ЧАЭС – тоже. Но это вовсе не мертвая зона, засыпанная радионуклидами. Здесь живут люди, обрабатывается земля, на лугах пасутся коровы, хотя в соответствии со ст.12 Закона Украины «О правовом режиме территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы», здесь не должно быть ни души и никакой хозяйственной деятельности.

Как само существование вполне живых населенных пунктов на территории района соотносится с буквой закона, непонятно. Годами руки не доходят у центральной власти до затерявшегося возле зоны отчуждения ЧАЭС лоскута Украины площадью около 1300 км2. Неопределенность бьет и по конкретным людям, и по экономике района.
Давно пора менять статус Народичского района – значительные земельные площади здесь, в соответствии с исследованиями, уже вполне пригодны для ведения агробизнеса. К ним присматриваются крупные агрохолдинги, на них выращивают кукурузу да пшеницу местные фермерские хозяйства. Вот по ним-то и ударила «буквой закона» прокуратура, обратившись в суд с иском: не имела права Народичская ОТГ давать в аренду фермерам эти земли без соответствующего решения Кабмина! Поэтому их нужно вернуть. Пусть зарастают бурьяном, но зато по закону.
В редакцию обратился фермер из Народичского района Руслан Артеменко. Пригласил в гости. Обещал наглядно продемонстрировать, что границы между «грязными» и свободными от радионуклидов территориями существуют лишь на бумаге. Стало интересно…

Руслан встретил меня возле административного здания Народичской ОТГ. Руководит территориальной общиной, накрывающей весь район, Анатолий Леончук. Он и стал моим первым собеседником:
– Земли, которые сейчас называют загрязненными радионуклидами, использовались всегда. Более того, сельским головам районные власти рекомендовали их сдавать в аренду, чтобы обеспечивать наполнение местного бюджета. Но как только в 2016 году в районе была создана объединенная территориальная громада, которую я возглавил, пришло письмо из управления Госгеокадастра. В нем говорилось, что земли резерва и запаса являются радиоактивно загрязненными и их можно использовать только с разрешения Кабинета министров Украины. Я тогдашнему руководству районного подразделения Госкомзема задал вопрос: «А что, до 2016 года вы не знали, что они считаются загрязненными?» Ответа не получил.

Анатолий Леончук признал, что местный совет действовал вопреки законодательству, давая разрешение на аренду земель, которые, имея статус загрязненных, не были переданы в коммунальную собственность ОТГ. Однако он настаивает на том, что давно назрела необходимость проведения сплошного мониторинга земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению, с последующей их передачей в коммунальную собственность. В декабре прошлого года премьер-министр Украины Алексей Гончарук дал поручение органам исполнительной власти, а также Национальной академии наук и Национальной академии медицинских наук подготовить предложения по пересмотру границ территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению. Надо полагать, они в стадии подготовки…
Ну а тем временем прокуратура подает судебные иски в отношении аграриев, которые уже обрабатывают якобы загрязненные земли. Анатолий Леончук привел яркий пример бюрократической нелепости, обретшей вид судебного иска:
– В районе есть земельный участок площадью 700 гектаров, – говорит он. – Половина его распаевана, другая половина – в госсобственности. Участки разделяет тропинка. Так вот, распаеванные земли арендовать можно, а земли запаса и резерва – нельзя, поскольку они числятся загрязненными.
По факту же земли чистые по обе стороны тропинки. Фермер Руслан Артеменко заказал в Институте охраны грунтов Украины радиологическое исследование этих земель. Экспертный вывод таков: «Данные земельные участки могут использоваться для ведения сельскохозяйственного оборота».

Прошу прокомментировать ситуацию проректора по науке Житомирского национального агроэкологического университета Людмилу Романчук, которая исследует зону радиоактивного загрязнения. По ее словам, в зоне находятся 9 районов Житомирской области, и необходимость сплошного мониторинга загрязненных площадей давно назрела. «Мы не можем утверждать, что земли северных районов Житомирской области уже абсолютно чистые, – говорит Людмила Донатовна. – Радиационное загрязнение имеет большую пятнистость. И если на одном участке плотность загрязнения не превышает 2-5 кюри на квадратный километр, то мои аспиранты выявляли участки, где плотность загрязнения превышала 40 кюри!»
Сплошной мониторинг и приведение «бумажных» границ загрязненных территорий в соответствии с реальными – вот чего ждут земли северных районов Житомирской области, пострадавших от аварии на ЧАЭС. Этого ждут аграрии, этого ждут местные общины, которые лишены возможности ввести земли за пределами населенных пунктов в коммунальную собственность и в хозяйственный оборот.
«Бумажные» границы зон загрязнения давно не соответствуют фактическим. В частности, Народичский район де-факто уже не является зоной обязательного отселения. Здесь живут 10 тысяч человек, рождаются детки, функционируют школы и детсады. И, естественно, здесь должна развиваться экономика, причем, не полуподпольно, не вопреки устаревшим инструкциям и постановлениям.