«Не боюсь внезапно погибнуть в автокатастрофе, но очень боюсь заболеть неизлечимой болезнью и стать обузой для своей семьи», – призналась мне 60-летняя женщина в очереди к семейному врачу. Такой страх испытывают миллионы простых украинцев, у которых нет денег на дорогостоящее лечение и нет возможности нанять квалифицированную медсестру для постоянного ухода. По данным МОЗ Украины в стране 85% тяжелых больных умирают дома, в одиночестве, страдая от неимоверных болей, депрессии и отсутствия необходимого ухода. На всю страну всего 7 хосписов и такое же число выездных специализированных бригад для оказания паллиативной помощи смертельно больным людям на дому.
Как работают выездные бригады хосписной помощи
В Житомирской области в прошлом году только от злокачественных опухолей умерло 2269 больных, из которых около двух тысяч нуждались в квалифицированной помощи и уходе. А ведь такая помощь нужна и тем, у кого неизлечимые формы туберкулеза и гепатита, кто умирает от СПИДа, осложнений сахарного диабета и других тяжелых недугов. Поэтому властями Житомира было принято решение в 2017 году начать строительство хосписа на 30 коек в областном центре. Он будет возводиться на месте бывшего кожвендиспансера по улице Селецкой. Об этом Житомирскому Курьеру сообщил начмед областного онкологического диспансера Тарас Волков.
– Население нашей страны быстро стареет,- объясняет Тарас Александрович, – а старики больше всего нуждаются в медпомощи и уходе. В то же время уровень заболеваемости тяжелыми недугами с каждым годом растет, причем, бешеными темпами. По данным ВОЗ смертность только от онкологических заболеваний до 2030 года вырастет настолько, что выйдет на первое место, опередив показатель смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. Поэтому Министерство здравоохранения инициирует создание сети паллиативных центров по всей стране. Благодаря огромной работе, проделанной Украинской лигой содействия паллиативной хосписной медицине, вопрос создания хосписа в нашей области наконец-то сдвинут с мертвой точки. Власти Житомира выделили 750 тысяч гривен на проектную документацию хосписа в областном центре, и уже в следующем году начнется строительство.
– В нашей области работает всего одно учреждение такого направления – общественная организация «Хоспис Святой Елены» в Коростене на базе центральной районной больницы, – продолжает мой собеседник. – Это что-то среднее между хосписом и домом престарелых, поскольку не имеет лицензии на использование наркотических средств, и его сотрудники не могут сами вводить сильные обезболивающие своим страдающим пациентам. Все 29 коек этого учреждения постоянно заняты, и в области ощущается острая нехватка хосписов.
Что такое «паллиативный отпуск»?
По словам врача, хоспис должен предоставлять не только медицинскую помощь, но и социальную, психологическую и духовную поддержку смертельно больному человеку, чтобы по максимуму облегчить последние дни его жизни. Поэтому в хосписе на полставки должен работать терапевт, хирург, представитель социальных служб, психолог, а также периодически посещать священники. Сам хоспис должен быть оснащен всем необходимым для тяжелых больных: кроватями с поручнями, удобными душевыми, инвалидными колясками и так далее. А еще должны быть созданы специализированные бригады, поскольку во всем мире львиная доля помощи неизлечимым больным предоставляется именно на дому. Так дешевле для государства и удобнее для больного. Человеку все-таки удобнее находиться дома, в привычной обстановке, среди любящих родных. Бригада приезжает, чтобы поменять больному памперс, ввести обезболивающее и так далее. Но поскольку неизлечимо больной человек – это горе и серьезное испытание не только для него, но и для всей семьи, существует такое понятие как «паллиативный отпуск», то тесть больного на какое-то время забирают в хоспис, чтобы семья смогла немного отдохнуть. Что касается одиноких тяжелых больных, то им без хосписа и вовсе никак не обойтись. Например, в Житомире каждый день в хосписной помощи нуждается не менее 30 неизлечимо больных людей.
Паллиативные больные живут в среднем до 6 месяцев, мучаясь неимоверными болями, ощущая депрессию и безысходность. Как сравнила одна женщина, чья мама умирала от онкологического заболевания, больной испытывает такие боли, будто в руках держит чашку с кипятком, причем, часами. Нужно сделать все для того, чтобы избавить несчастных людей от таких страданий.
Еще один важный вопрос к специалисту: нужен ли области хоспис для детей? Тарас Александрович ответил следующее: «Неизлечимо больных детей за год в области бывает не более 3-5 человек, поэтому вопроса создания отдельного лечебного учреждения на повестке дня пока нет».