В Житомире придумали очень эффективный способ поиздеваться над горожанами и их детьми. Это – запись к узким специалистам в детских поликлиниках.
Каждый четверг, после 14.00, строгая медработница приносит талончики с датами и временем приема в небольшую комнату, где с нервами на пределе в нетерпении топчутся родители больных детишек (некоторые пришли за несколько часов до заветной раздачи). Медработница ракладывает талоны, и тут начинается… Ну, словно кости бросили своре собак – люди, забыв о вежливости и очередности, начинают расхватывать заветные талоны. Они достаются единицам, а остальные разочарованно уходят, бормоча ругательства. Унизительно, нелепо и – словно не существует онлайнового сервиса «Поліклініка без черг».
Корреспондент Житомирского Курьера решил на своем опыте прочувствовать, каково это – добывать талоны к узким специалистам в детских поликлиниках Житомира. Тем более что пошло время профилактических осмотров для школьников.
Автор этой публикации даже не подозревал, насколько это сложно. Первым делом отправилась коту под хвост идея записаться к кардиологу через интернет. «Поліклініка без черг» отказалась записывать: «Врач недоступен, попробуйте позже», – написалось на страничке кардиолога Людмилы Рафальской. Попытки найти хоть какую-то дату, когда врач доступен, не удались – кардиолог Рафальская была недоступна всегда.
Еду, чтоб записать ребенка на прием в поликлинику на ул. Св.Рихтера, 23. Нет талонов к кардиологу. Рафальская – на курсах, и поэтому не принимает (о чем «Поліклініка без черг» не сочла нужным проинформировать), к другому кардиологу, который ее подменяет, талоны закончились. …А ведь многие родители все равно поведут своих деток, у которых есть проблемы с сердцем, на прием к врачу, и будут часами сидеть у дверей кабинета в надежде прорваться… Дико!
Решил действовать через семейного педиатра, с которым подписана декларация, и получить направление на ЭКГ для своей дочки. Но сходу это устроить не вышло – к педиатру собралась огромная очередь, поскольку он принимал не только своих, но еще и подменял не вышедшего на работу по каким-то причинам коллегу. Все вместе это выглядело как хаос, и, вероятно, таковым и являлось. Действительно, оголять поликлинику, отправляя врачей на курсы или еще куда-то, именно когда дети проходят профилактические осмотры, ничего иного, кроме хаоса, породить не может.
Иду в кабинет к директору коммунального предприятия «Детская больница им. В.И. Башека» Владимиру Галайде, подразделением которой является поликлиника, – задавать вопросы. Естественно, главным вопросом был: «Почему невозможно цивилизованно записаться на прием к узкому специалисту?» Был еще и подвопрос: «А нельзя ли устроить так, чтобы было цивилизованно?»
Цитирую ответ директора:
– В настоящее время и до 25 мая проводятся профилактические осмотры школьников. Для проведения осмотров отведены специальные часы…
Придется перебить собеседника и сообщить о результатах своего небольшого исследования: ни о каких «специальных часах» ни детей, ни их родителей в школах Житомира не информировали. Просто выдали пустые бланки, в которые лишь вписаны имя да фамилия ребенка. В частности, в гимназии № 23 дела обстоят именно так. Судя по опросам знакомых, чьи дети учатся в других школах, там тоже ничего не знают о «графиках» профилактических медосмотров для учащихся невыпускных классов.
Что касается недоступности узких специалистов для больных детей, Владимир Галайда пояснил проблему именно профосмотрами и дефицитом специалистов.
– Многие родители записываются онлайн, и из 30 талонов, которые поступают на того или иного специалиста, 25 могут быть уже забронированы через интернет, – говорит он.
Еще одно «лирическое отступление»: в детских поликлиниках Житомира запись на прием к узкому специалисту начинается каждый четверг в 14.00. Собственно, тогда же и заканчивается.
Но как удается некоторым счастливчикам ухватить талончик или записаться онлайн? Как выяснилось, опытные папы-мамы по четвергам заходят на сайт «Поліклініки без черг» за несколько минут до заветных 14.00, и как только актуализируются виртуальные «талоны», тут же их «забивают». Это вам не бронирование мест на концерты или в поездах-самолетах. Там это можно сделать и за несколько месяцев до события, а тут «выбрасывают» талончики только на ближайшую неделю. Почему?
– Мы не можем запрограммировать часы приема врачей – узких специалистов на 2-3 месяца вперед: есть отпуска, командировки… – говорит Владимир Галайда.
– Возможно, следует учитывать это?..
– Можно… Но мы ж не сами придумали это…
– А если придумать самим, чтоб лучше для людей сделать?
– Мы не сможем увеличить количество талонов, не увеличим рабочий день врача. Поэтому если мы будем распределять талоны на два месяца вперед, кто-то не сможет записаться к врачу в течение двух месяцев.
– То есть, главная проблема в том, что у вас не хватает врачей -узких специалистов?
– Да. У нас сейчас один ортопед на две поликлиники, два окулиста, а не пять. Наши нормативные документы определяют количество специалистов на определенное количество населения. Но их не хватает.
«Лирические отступление»: …кстати, а кардиолога в детской поликлинике на Св.Рихтера,23 нет вообще – на курсах, говорят. Ее подменяет коллега из детской поликлиники Богунского района. Заметим – курсы у кардиолога совпали с периодом профосмотров у школьников. Может, все-таки, что-то не то с логистикой у городской детской больницы и в ее поликлиниках?
– Итак, разбросать количество талонов к узким специалистам на месяц-два вперед невозможно. Кроме того, невозможно записать своего ребенка на прием в любой день недели – «окно» открывается лишь в четверг в 14.00 и через несколько минут закрывается. Что делать тем, кто не успел ухватить свой талон?
– Неотложная помощь будет оказана всем.
Последнее «лирическое отступление»: когда я, распрощавшись с Владимиром Галайдой, прошелся по коридорам детской поликлиники №1, стал свидетелем сцены с довольно жестким сюжетом: мама привела к врачу дочку с высокой температурой; пришли без предварительной записи – в связи с неотложным состоянием, но девочку с темп. 39 не пропустили к врачу вперед себя те, кто был записан на данное время – им тоже нужно лечиться.
***
Прокомментировать ситуацию с профилактическими осмотрами школьников я попросил в телефонном режиме руководителя департамента образования Житомирского горсовета Валентина Арендарчука. Вот что он сказал:
– В каждой школе есть медицинский работник, который вместе с директором отвечает за медосмотры. Просто они там не сработали в плане количества детей. Теперь мы этот вопрос упорядочили – уменьшили количество пришедших за один раз детей. У нас нет никаких проблем.
– Проблемы есть в поликлиниках.
– Пускай они подумают, что такое логистика, узнают, что такое менеджмент и правильно отрегулируют потоки детей, которые к ним приходят.
***
М-да… Это медучреждениям города точно не помешало бы. Да и не только медучреждениям. До сих пор вздрагиваю, когда вспоминаю ажиотаж со справками с места жительства, которые вдруг понадобилось принести всем школьникам. Вскоре нелепость такого требования и ненужность справок стала очевидной. Столь же очевидной стала далекость от проблем логистики тех чиновников, которые учинили этот ажиотаж и погнали 50 тысяч пап и мам за справками. Но эти «грабли» не стали достаточным уроком – вскоре пап и мам погнали за справками о прививках. И когда рокот возмущенных голосов докатился до мэрии, городскому голове пришлось «разгребать» «инициативы» своих чиновников и пояснять, что всем подряд идти за справками не надо. Может, и профилактические осмотры не стоило втискивать в неполных 2 месяца, а сначала посидеть над логистическими схемами и дать четкие инструкции руководителям школ и поликлиник?