Две 15-летние девочки жестоко избивали друг друга, а их одноклассники сосредоточенно снимали происходящее на телефоны, чтобы потом разместить видео в соцсети и заработать кучу «лайков». Когда Лиза схватила Кристину за волосы и попыталась ударить в лицо коленом, публика взвыла от восторга…
Побоище состоялось 10 мая в Бердичеве на железнодорожных путях под мостом. В результате одна участница драки – Лиза Сидоренко – оказалась в больнице. Другая – Кристина Хохлова – намерена как можно скорее покинуть и школу, и город. Она уверяет, что одноклассники организовали ее травлю, причем с конкретной целью – довести до самоубийства. Осложняет ситуацию тот факт, что Кристина – из семьи переселенцев с Донбасса.
Корреспондент «Житомирского курьера» отправился в Бердичев, чтобы на месте увидеть и услышать участников драки, их родителей и педагогов. Хотелось выяснить: знали ли школьные педагоги и психологи, а также родители девочек о конфликте? Пытались ли предотвратить его катастрофическое развитие? Должны были знать. Но не пресекли, не помирили, не убедили…
– Моя дочь поначалу заступалась за девочку, приехавшую в феврале с Донбасса, из Лисичанска, поскольку ту обижали и унижали, – рассказывает отец Лизы Сергей Сидоренко. – В итоге начали травить и ее. Я приходил в школу. Вроде, разобрались. Но через 2 недели – эта драка… Причем, к этой показательной акции заранее готовились: создали даже страницу в соцсети, где собирались размещать видеоматериалы. Лизу позвали под мост «на стрелку». Она пришла туда с подругой. Чуть позже пришли еще человек 15. Чинно расселись, достали телефоны и приготовились к съемке предстоящего боя. Тут к Лизе подбежала Кристина, та самая девочка, которую она защищала, и нанесла удар в лицо. Разнял дерущихся случайный прохожий.
В результате Лиза оказалась в больнице с закрытой черепно-мозговой травмой, сотрясением мозга, многочисленными ушибами и ссадинами. Автор навестил ее в больничной палате. Эта довольно крупная девочка производила впечатление уверенной в себе, привыкшей командовать. Она долгое время была старостой класса.
– У Кристины были конфликты с учителями и одноклассниками, а я не хотела конфликтов и перестала с ней дружить. К тому же она сделала кое-что не очень пристойное. Нас начали стравливать. Как-то она на меня начала матюкаться, а я на нее, – рассказывает Лиза. – Забила стрелку под мостом. Я думала прийти, поговорить и разрешить конфликт. Она сразу меня в лицо ударила. Началась драка. Потом еще за ногу укусила…
Как потом выяснилось, Кристина зачем-то опубликовала в социальной сети свое откровенное фото – в расстегнутом банном халате. После этого в школе к ней приклеилась обидная кличка «шалава». Вот, что она сама рассказала корреспонденту «Житомирского курьера»:
– Лиза и вся школа оскорбляли меня с февраля месяца. Надо мной смеялась вся школа. Мне ставили подножки, сыпали на голову шелуху от семечек… Я уходила с уроков, я вообще не хотела жить. Потом Лиза прислала мне сообщение на страницу в соцсети: «Если хочешь выяснить отношения, то – без проблем». Я ей ответила: «Выходи под мост в 6 вечера в воскресенье». Когда встретились, я замахнулась и спросила: «Кто тут «шалава?» И мы начали драться.
Что особенно интересно: Кристина чувствует себя победительницей, и ее статус в классе резко поднялся. Она сама отмечает: «Меня уже не шалавой называют, а уже по имени, Кристиной».
Директор школы, в которой учатся девочки, Людмила Харитонова в беседе с журналистом первым делом отметила, что драка произошла вне школы и во внеурочное время. Но все-таки пообещала внести коррективы в воспитательный процесс. Она категорически отмела версию о том, что Кристина стала объектом травли потому, что является переселенкой с Донбасса: в 9-б классе, где учится она, есть еще один переселенец – мальчик из Донецка, Дима, который прекрасно вписался в коллектив. По ее мнению, одна из причин развернувшейся травли – в особенностях характера самой девочки. А к насилию подталкивает детей ничем и никем не регламентируемое общение в социальных сетях, полагает Людмила Ярославовна.
Со всем этим можно было бы и согласиться, но так и осталось неясным, что предпринимали классный руководитель и школьный психолог, чтобы помочь «пришлой» девочке встроиться в микросоциум класса и школы. Есть подозрение, что психолог слишком загружена написанием отчетов и заполнением разных анкет, чтобы заниматься реальной помощью детям. Дети же в общении друг с другом, как правило, очень жестоки: борьба за место в иерархии бескомпромиссна, и в этой борьбе обязательно есть жертва. Если в ситуацию не вмешиваются взрослые, участь жертвы – как минимум депрессия и жертвенное смирение, как максимум – суицид. В данном же случае эта борьба вылилась в бой без правил.
Возбуждено уголовное производство по ч.1. ст. 296 УК Украины (хулиганство). Отвечать за поступки своих несовершеннолетних детей придется родителям.
Виктор Бакальчук