Со 2 ноября вступили в силу изменения к законам, касающимся государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и регистрации физических и юридических лиц – предпринимателей. А поскольку нотариусы уполномочены выполнять те же функции, что и государственные регистраторы, об основных нововведениях Житомирский Курьер попросил рассказать нотариуса Татьяну Стражник.
– Сразу хочу отметить, что законодатели вернули некоторые правовые нормы, которые существовали раньше, – объясняет Татьяна Алексеевна. – Во-первых, при регистрации прав собственности теперь снова выдается документ с подписью регистратора и печатью. Напомню, с 1 января 2016 года в Украине была введена упрощенная форма регистрации, то есть достаточно было информации о регистрации в электронном виде, а на руки человеку предоставлялись справки без подписи и печати регистратора. И вот теперь все вернулось на круги своя, и у человека на руках снова будут документы с подписями и печатью, подтверждающие проведенную регистрацию недвижимого имущества.
– Следующее нововведение заключается в следующем: если у человека украли документы на недвижимость, либо у него есть основания полагать, что его имущество могут продать без его согласия, он может обратиться к нотариусу или регистратору, чтобы те наложили временное запрещение на любые действия в госреестрах с его имуществом, – продолжает Татьяна Стражник. – Такое ограничение действует 10 дней. За это время человек может получить дубликаты украденных документов и обратиться в суд для защиты своих прав. Проще говоря, человек может затормозить все правовые действия на 10 дней, если считает, что у него могут незаконно отобрать имущество. Такая норма существовала до 2013 года, затем была отменена, и вот теперь мы снова к ней вернулись.
По словам нотариуса при любых действиях с недвижимостью, в частности, с домами и постройками, нотариус обязан проверять правовой статус участка, на котором расположена эта недвижимость – приватизирован он или нет. Например, если участок земли, на котором стоит дом, приватизирован, то при продаже дома (дарении, передаче в наследство и так далее) участок отчуждается вместе с домом, а если он не приватизирован и находится в государственной собственности, то ему все равно присваивается кадастровый номер, по которому эту землю идентифицируют.
Следующее нововведение: если раньше заявитель получал на руки решение суда, касающееся прав на недвижимость (признание прав собственности, запрещение, арест и так далее) и должен был сам нести его к нотариусу или регистратору для исполнения, причем, на платной основе, то теперь заявителю никуда идти не нужно. Сама судебная администрация обязана отправить решение суда государственному регистратору, который обязан совершить регистрационные действия по решению суда, причем, бесплатно!
И напоследок еще одна новость. На рассмотрении Верховной Рады находится законопроект, согласно которому с 1 января 2017 года нотариусы смогут регистрировать акты семейного состояния наряду с ЗАГСами. В частности, брак и развод. То есть людям можно будет выбирать, где зарегистрировать брак или развестись – либо у нотариуса, либо в ЗАГСе. Понятно, что если при разводе возникают спорные моменты, например, есть несовершеннолетние дети или предстоит раздел имущества, такие процессы рассматриваются только в суде. А если спорных моментов нет, то можно смело обращаться к нотариусу.
По словам Татьяны Стражник, законопроект, скорее всего, будет принят, поскольку нотариусы уже сейчас проходят соответствующее обучение – треннинги и семинары. Так что полномочия нотариусов все больше расширяются, а граждане имеют возможность выбирать, где именно оформлять документы: у нотариуса, госрегистратора или в других структурах.