Представьте: чтобы вы могли жить долго и счастливо, в вашу почти закупорившуюся сердечную артерию нужно вставить стент – трубочку, сплетенную из микроскопической проволоки, которая раздвинет стенки сосуда и не даст остановиться кровотоку. Если же артерия закупорится, и вас не успеют довезти до кардиоцентра, если там не окажется стентов, которые устанавливают бесплатно, или у вас не найдется денег на платный, вы умрете.
Или – недавний пример – одинокая 64-летняя пенсионерка Галина Павлюк сломала тазобедренный сустав. Если имплантировать ей искусственный сустав, она через некоторое время будет вести образ жизни обычного здорового человека. Но если она не найдет для этого 50 тысяч гривен, ей светит жалкое существование глубокого инвалида, способного пройти разве что несколько десятков метров на костылях. С помощью благотворительного фонда «Хлебный дом», исполкома Житомирского горсовета, выделивших по 10 тыс. грн.; с помощью областной госадминистрации и неравнодушных людей, имен которых мы не знаем, необходимую сумму собрали – Галина Павлюк получила шанс на жизнь. Но сколько пожилых людей с подобными диагнозами, которые не смогли дать врачам нужной суммы, ждут смерти прикованными к опостылевшим кроватям?!
Как распределяются эндопротезы, жизненно необходимые медикаменты и расходные материалы, которые обязан финансировать Государственный бюджет и которые должны закупаться централизованно, Житомирский Курьер спросил у исполняющего обязанности заместителя начальника управления охраны здоровья Житомирской облгосадминистрации Виктора Лучкива.
– Чем именно должно обеспечивать государство тяжелых больных, и сколько это стоит?
– Для обеспечения больных расходниками, протезами, прочими медицинскими изделиями необходимы очень и очень большие средства. Я даже не могу назвать точных цифр, но это девятизначные числа. Принято 35 государственных программ по обеспечению медикаментами, изделиями медицинского назначения за счет государственного бюджета. В текущем году в область поступило обеспечение только по 7-ми программам. Так, вчера пришли 33 эндопротеза тазобедренных суставов на 470 тысяч гривен, сердечнососудистых медикаментов и изделий, по гепатиту, муковисцидозу, нанизму (нарушениям роста) – более чем на 2 миллиона. Но это – поставки за 2016, 2017 годы. Для того чтобы обеспечить область хотя бы по одной программе, в частности, по онкологии, необходимо около 40 миллионов гривен. Мы же можем сформировать заявку лишь на 12 миллионов – квота составляет лишь около 25% от потребности.
– То есть, кто-то умрет только потому, что на него в Госбюджете не хватило денег?
– Мы полностью не обеспечены ни по одной из программ. Так, например, область подала в МОЗ заявку на поставку искусственных суставов на 1 миллион 100 тысяч гривен (пока получено на 470 тыс).
– А сколько суставов нужно?
– В области в очереди на замену бедренного сустава стоят 1300 человек. Прооперировали в прошлом году все травматологи области вместе взятые около 250 человек. При этом использовались как бюджетные суставы, так и купленные больными за собственные средства.
– Как обстоят дела с установкой стентов инфарктникам?
– В области случается около 1000 инфарктов в год. Значит, примерно и такая потребность в стентировании.
– Я слышал, что бесплатно инфарктникам устанавливают дешевые недолговечные стенты, а за качественные нужно доплачивать немалые деньги.
– Есть стенты дорогие и дешевые. Но наша основная задача, то есть; управления, министерства, всех специалистов по сердечнососудистой хирургии – закупить побольше стентов, чтобы иметь возможность обеспечить неотложную помощь, спасти человека. Если мы на выделенный нам миллион гривен накупим дорогих стентов, мы спасем в два, а то и в три раза меньше людей. Поэтому нужно ставить стенты, какими располагаем, спасти человека, а затем думать, что делать дальше. А если не будет простого дешевого стента, человек умрет.
– За бюджетные средства поставляют только дешевые стенты?
– Разные. Это оговаривается в заявке.
– Почему Житомирской области в этом году дали так мало «государственных» стентов – всего 54, суда по информации на сайте МОЗ?
– Да, дали очень мало. Возможно, потому, что в прошлом году у нас ангиограф (с помощью которого вводят в артерию стент, – ред.) был неисправен, соответственно, операций было проведено мало. Но потом добавили.

Бюджетных стентов Житомирщине достатось лишь 54. Только Сумской области, наименее обеспеченной, досталось на 3 стента меньше. Что за арифметика у Минздрава?..
– Областной бюджет участвует дофинансоровании госпрограмм по линии МОЗ?
– Да, обязательно. Депутаты областного совета прекрасно понимают необходимость в этом. На этот год из областного бюджета выделен 1 миллион гривен на закупку стентов. Плюс – 400 тысяч – на лечение сердечнососудистых заболеваний.
– Как финансируется замена глазных хрусталиков при катаракте?
– Соответствующей государственной программы нет. Финансируем за счет областного бюджета. В этом году выделено 100 тысяч гривен. Ставим тем, кто стоит на очереди с 2014 года. На очереди стоят около 700 человек.
– Как обстоят дела с обеспечением медикаментами онкологии, детской и взрослой.
– Детская более или менее обеспечена. Взрослым больным медикаментов, которые мы получаем по квоте, не хватает. Потребность, как я уже говорил, в пределах 40 миллионов гривен. Это в среднем, поскольку меняется стоимость медикаментов и количество пациентов. Каждый год выявляется около 4 тысяч новых больных. Обеспеченность – в пределах 30 процентов, не больше. Частично дефицит медикаментов покрывает областной бюджет. В прошлом году облсоветом было выделено 3 миллиона гривен и отдельно для чернобыльцев-онкобольных – 7,2 миллиона.
– Кроме областного, местные бюджеты как-то участвуют в финансировании недофинансированных государственных программ?
– Да. Когда мы видим, что не хватает средств, обращаемся в районы. Часто возникали проблемы по заместительной терапии для пациентов с имплантированными органами. В этом году ситуация выровнялась, препараты мы получили.
– Но знают ли пациенты, чем располагает больница и на что нужно самостоятельно добывать деньги?
– Управление охраны здоровья издало два приказа, которые обязуют главврачей на сайтах медучреждений, а также на соответствующих стендах, размещать перечни остатков медикаментов, полученных за счет государственного или местных бюджетов. Любой пациент может зайти на сайт медучреждения и посмотреть, какие медикаменты есть в наличии. Информация должна обновляться каждую неделю.
– Она объективна?
– За это несет ответственность главврач.
– Как решается вопрос: кому дать, а кому не дать дорогостоящее лекарство?
– При управлении охраны здоровья есть соответствующая комиссия. Пациент обращается к областному специалисту, скажем, кардиологу о потребности в дорогостоящем препарате или, скажем, протезе. Комиссия рассматривает заявление. Получив положительное решение, больной или его представитель обращается с заявлением на имя начальника управления. Это заявление рассматривается на аппаратном совещании и принимается соответствующее решение.
– Ну а если нет в наличии стента, сердечного клапана, эндопротеза сустава?
– Вынужден признать, что стопроцентного обеспечения нет.
– Хотим поделиться идеей: в условиях дефицитного финансирования из бюджета «запчастей для человеческих организмов»: стентов, суставов и т.п. создать своего рода «лизинговый фонд». То есть, больного оперируют немедленно, а уже после операции он по частям отдает стоимость «запчасти».
– Идея имеет право на существование, но больному придется заключать договор с фирмой-поставщиком или банком, как например, при получении льготных «теплых кредитов». Или должен существовать соответствующий договор между медучреждением и поставщиком. И если фирма-поставщик выступит с такой инициативой, мы можем это только приветствовать. Ну а если бы уже работали механизмы страховой медицины во вторичном звене медпомощи, проблемы попросту не существовало бы. Все свелось бы к тому, что хирург зашел в операционную и сделал соответствующую операцию больному. О материально же стороне заботится страховщик.
– Это будет?
– На уровне первичного звена медпомощи механизм страховой медицины практически запущен. Будем надеяться, что реформа вторичного звена медицины будет запущена с 1 января 2019 года.
***
В заключение заметим, что реформа реформой, но и под нее тоже нужны деньги. А если и реформированную больницу будут снабжать медикаментами и расходниками на четверть от потребности, изменений больные, вынужденные ради спасения собственной жизни бегать в поисках денег по родственникам, знакомым, банкам и фондам, не почувствуют.
И еще: Житомирский Курьер прошелся по сайтам нескольких больниц в поисках информации об остатках медикаментов. Несмотря на то, что наличие такой информации предписано приказами управления охраны здоровья, на страницах сайта Житомирской горбольницы №1 такой информации не нашел («отличилась», как это с ней часто бывало). Зато нашел предупреждение о том, что придется платить “благотворительные взносы”. И вообще, почему бы управлению охраны здоровья не издать еще один приказ, предписывающий медучреждениям области привести свои сайты к единой форме с единым дизайном и обязательным перечнем рубрик?