А с предоставлением хозяйственной автономии больницам повременят
Недавно пришлось побывать у участкового врача в 1-й поликлинике. При всей потертости, даже, пожалуй «убитости» этого учреждения, удивило новшество – талончик с временем приема скучающая дама из регистратуры выдала мне… с помощью валидатора (модно!). И этот талончик оказался последним (повезло мне!) Но в кабинет участкового врача я вошел самым первым – просто других обладателей талончиков почему-то у кабинета не оказалось. Между «откройте рот и скажите «а-а-а», «дышите, а теперь не дышите», я поинтересовался у врача, готова ли она подписывать договора на обслуживание с будущими пациентами. Врач со вздохом ответила, что до сих пор не знает, как это будет происходить.
Так, оказывается, не только мы, пациенты, но и они, наши врачеватели, не знают, что будет после 1 января 2018 года! Сама схема ясна: есть пациенты у семейного врача – есть у него деньги в кошельке; нет пациентов – он больше не семейный врач. Но дьявол, ведь, кроется в деталях! Вряд ли в первый рабочий день года на первой пятиминутке главврачи скажут семейным врачам: «Идите в народ собирать пациентов и больше не требуйте у нас зарплат. До свидания!» Можно не сомневаться, что большая часть участковых останется в поликлиниках, и только самые смелые откроют собственные кабинеты. И не может быть никаких сомнений, что на те 370 грн., которые Национальная служба здоровья будет выплачивать семейным врачам за каждого пациента, найдется столь много желающих, что самому врачу на пропитание останутся лишь крохи. И дай, Боже, что будет хотя бы так, как прогнозируют авторы реформы: заработная плата медиков должна вырасти в 6 раз, при этом стартовая заработная плата врачей должна составлять 250% (более 18 тыс. грн.) от средней заработной платы по Украине, а хирургам и нейрохирургам обещают в 4-6 раз большую зарплату.
Но как, все-таки, реформа будет раскручиваться в отдельно взятом Житомире? С этим вопросом Житомирский Курьер решил обратиться к заместителю городского головы Матвею Хренову. А заодно и с еще одним вопросом решил разобраться: с 6 ноября вступил в силу закон, позволяющий больницам из вертикально интегрированных коммунальных медучреждений превращаться в автономные коммунальные предприятия; так, больницы Житомира уже получили эту самую автономию, уже начали жить собственной хозяйственной жизнью?
— Этот закон – лишь часть медицинской реформы, — уточнил Матвей Владимирович, — а первым медицинским учреждением, которое обретет автономию в рамках коммунального предприятия, станет Центр семейной медицины. Соответствующий проект решения сессии городского совета рассматривается сейчас в депутатских комиссиях. В этот центр войдут все специалисты первичного звена медицинской помощи: семейные врачи и педиатры. Вся участковая служба будет сконцентрирована в одном учреждении.
— Это как: всех семейных врачей города соберут в одном помещении?
— Физически они будут находиться в тех же помещениях, где находятся сейчас, но, согласно медицинской реформе, первичка будет финансироваться по-другому. Для того чтобы это финансирование получать, мы создаем коммунальное предприятие.
— Когда станут коммунальными предприятиями медучреждения вторичного звена – собственно, больницы?
— Если мы говорим о стационарной медпомощи и вторичной поликлинической, сейчас этот вопрос изучается, и, вероятно… подчеркиваю: вероятно, в 2019-м будем создавать коммунальное предприятие. Но лишь при том условии, что Кабмин пересмотрит переходные документы, чтобы финансировать больницы не за койко-дни, а за оказанные услуги. Тогда будет смысл создавать коммунальное предприятие. При существующей системе финансировании целесообразности в создании коммунального предприятия я не вижу, но надеюсь, что в следующем году необходимая нормативная база будет принята.
— То есть, пока как работали 1-я, 2-я и детская горбольницы, так и будут работать?
— Нет. Первичку у них забираем в новое коммунальное предприятие. А это – 20 процентов всей больницы.
— То есть, уйдут поликлиники?
— Нет. В поликлинках, кроме семейных врачей, есть еще и узкие специалисты. На базе новосозданного коммунального предприятия будут работать именно семейные врачи. Кроме того, все новообразованные амбулатории войдут в это предприятие автоматически. Семейные врачи, которые работают на базе поликлиник, будут сконцентрированы на одном этаже, чтоб удобнее был управлять этим всем, и переведены в состав коммунального предприятия. У нас есть время для его создания до апреля месяца. С апреля до середины лета начнется кампания по заключению договоров с семейными врачами и пациентами.
— А если кто-то договор (контракт, декларацию) со своим семейным врачом не заключит?
— Он автоматически приписывается к своему участку. Но если захочет, сможет заключить договор с другим доктором. И если мы все правильно сделаем, то с июля месяца коммунальное предприятие будет финансироваться не из городского бюджета через государственную субвенцию, а напрямую через Национальную службу здоровья, и у нас не будет дефицита по финансированию первичного звена медицины.
— Но это не совсем напрямую! Напрямую – это когда из Национальной службы здоровья деньги попадают непосредственно в карман семейного врача.
— А налоги кто будет платить?
— Врач!
— Так хочет МОЗ, но я не думаю, что семейный врач будет заниматься административной работой. Мы создаем буфер, который будет их обслуживать.
— Но если семейный врач все-таки решит идти на вольные хлеба и оформиться ФОП?
— Пожалуйста, путь напрямую заключает контракт с Национальной службой здоровья.
— Вы не станете ему мешать?
— Будем даже способствовать. Сдадим в аренду помещение, если нужно будет. Но мы общались с врачами, обсуждали эту тему. Многие просто не хотят быть частными предпринимателями. И чтобы избавить врачей от не свойственной им нагрузки, мы и создаем коммунальное предприятие. Кто-то должен заниматься бухгалтерией, делать закупки, прибираться в помещениях…
— Если вернуться к проблеме вторичного звена медобслуживания, которое с 2020-го года также должно финансироваться через национальную службу. Когда финансироваться будет не койко-место, а оказанная конкретная услуга конкретному человеку, это, наверное, не очень понравится главврачам…
— Они просто не знают, как будет работать новая система. Я за наши городские больницы не переживаю – они конкурентоспособны. И все инвестиции в больницы мы проводим с прицелом на то, что будут финансироваться медуслуги. В прошлом году оснастили приемные отделения. В этом году сосредоточились на операционных. В следующем году продолжим оснащать операционные и возьмемся за роддом. И это для того, чтобы житомирские больницы были конкуретны на рынке медицинских услуг. А вот районные больницы как будут выживать!? …Впрочем, это их проблемы. Но прямо сегодня создавать коммунальные предприятия на базе стационаров и «вторички», когда методика их финансирования непонятна и в условиях дефицита финансирования, которое есть на сегодня, я считаю, нецелесообразно.
***
У Житомирского Курьера есть еще один вопрос, ответ на который сейчас вряд ли кто-либо сможет дать: действительно ли пореформенный семейный врач будет готов все 24 часа в сутки мчаться на помощь к пациенту или терпеливо разъяснять ему по телефону, какие таблетки нужно пить до еды, а какие — после?